диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Параллельное государство

Вести из Турции поражают размахом репрессий:

о уволены около 15 тысяч учителей и преподавателей, полторы тысячи деканов, почти 9 тысяч сотрудников министерства внутренних дел, полторы тысячи сотрудников министерства финансов и около 250 сотрудников офиса премьер-министра.

Также задержаны около 6 тысяч военнослужащих, уволены 9 тысяч полицейских и отстранены от работы 3 тысячи судей. 30 губернаторов провинций (из 81) и 47 глав районных администраций.

По обвинениям в «причастности к путчистам» - преподаватель Стамбульского торгового университета Мустафа Эрдоган был освобождён от занимаемой должности указом президента.

Бывший ректор университета Шифа Мехмет Атеш, пожертвовавший почку своей больной жене, был взят под стражу, находясь в больничной койке.

Задержан репортёр, предупредивший страну о путче - журналистку Арзу Йылдыз, которая первой известила общественность о захвате моста Богазичи путчистами, заключена под стражу.

ПОЧЕМУ и за что?

читаем:
https://cont.ws/post/120718

Параллельное государство в Турции: секрет империи Гюлена


Своим феноменальным успехом – 3-6 млн. последователей в Турии и 1200 школ в 140 странах мира – турецкий богослов-диссидент Фетуллах Гюлен обязан не только поддержке ЦРУ, что уже доказанный факт. Именно ЦРУ в 2006 году не позволило миграционной службе США выслать его из страны. Но и своему собственному изобретению, благодаря которому ещё до эмиграции в СЩА ему удалось сформировать самовоспроизводящийся механизм вербовки, обеспечивающий пожизненную ренту для своих последователей. В результате за полвека, начиная с 1966 года, в Турции сложилось так называемое «параллельное государство», против которого сегодня борется президент Эрдоган. Оно состоит из тысяч бизнесменов, чиновников, судей и силовиков, через которых Гюлен первоначально транслировал влияние США на турецкую политику, а в последние два года пытается совершить в Турции госпереворот.

Каким образом этому беглому имаму удалось завоевать сердца миллионов и дирижировать их против правительства? Сам Гюлен отрицает своё лидерство, а тем более, директивную связь со своими последователями. Действительно, у движения Гюлена нет присущих тоталитарным сектам чёткой структуры и внутренней иерархии, а его функционирование обеспечивается инициативой входящих в него лиц и организаций.

Однако налицо сетевой принцип, обеспечивающий многоуровневое самовоспроизводство всей системы, которая на официальных сайтах Гюлена называется «Движение Гюлена» (Gulen movement) или «Институт Гюлена». Так, тысячи гюленовских школ были открыты его учениками, а учреждённый самим Гюленом Фонд писателей и журналистов, в свою очередь, открыл «центры диалога» по всему миру, включая «Диалог Евразия» для работы в России и странах Центральной Азии. Максимальная частотность в «духовной империи» Гюлена приходится на школы, а сам Гюлен позиционирует учёбу как «поклонение Богу». Школы Гюлена изначально были запрещены в Иране и Саудовской Аравии, с 2007 года в России, а недавно и самой Турции.

Свою первую школу Гюлен открыл в 1966 году в Измире. Она выросла из коранической школы местного просветительского общества «Кестане пазари», где он начал преподавать по собственной инициативе. Гюлен преобразовал её в частную гимназию-интернат для подготовки детей к поступлению в вузы, а оплату для обучения детей из бедных семей ходатайствовал у местных предпринимателей. Эта первая школа явилась платформой, где Гюлен апробировал методику для будущей успешной системы образования, которая дала блестящие результаты. 187 медалей на международных олимпиадах и 100-процентную поступаемость в вузы. С 1990 года школы Гюлена стали открываться за рубежом, а в 1996 году в Стамбуле был открыт международный университет Фатих.

Целью своей системы образования Гюлен провозгласил формирование «золотого поколения», открытого для инноваций и передовых технологий. Поэтому в школах Гюлена акцентирован английский и естественно-технические дисциплины, а ислам преподаётся в мягком дискурсе этики и морали.

Первая школа Гюлена стала актом сепаратизма 28-летнего имама от Духовного управления мусульман Турции. Но риск стоил того: он нашёл самый надёжный способ вербовать прихожан пожизненно. Обещая их детям хорошее образование, Гюлен «приручал» сразу и детей, и родителей, причём, дети «гюленизировались» с самого раннего возраста в системе интерната. В 1971 году Диянет отлучило Гюлена от школы, переведя его из Измира в Манису. Однако через 10 лет, в 1982 году, он открыл новую школу «Яманлар», которая заняла ведущие позиции в турецком образовании. К тому времени, несмотря на два военных переворота 1971 и 1980 годов, он не только выжил как имам, но и пришёл в политику, во многом благодаря поддержке нового президента Турции Тургута Озала.

Тогда же Гюлен начал участвовать в бизнесе своих прихожан и выпускников. Пользуясь своими связями во власти, он решал их бизнес-проблемы, а взамен получал новых адептов из числа предпринимателей, которые отдавали своих детей и школу Гюлена. Ценой такого покровительства была доля в фирме, которая оформлялась на представителя Гюлена. С 80-х годов секта Гюлена стала превращаться в турецкую «Коза ностра». За счёт инкорпорации в неё целых мафиозных кланов. Предприимчивый имам не только крышевал бизнес, но и принуждал с помощью бандитов интересные ему предприятия к сотрудничеству. Распад ССР принёс бизнес-империи баснословные дивиденды – от челночного ширпотреба до торговых и строительных проектов в странах СНГ, обеспечив её финансовое могущество.

Военные секуляристы, находившиеся тогда у власти, не трогали секту Гюлена, так как рассматривали её в качестве альтернативы традиционным исламистам из организации Нежметдина Эрбакана «Милли гёруш» («Национальный взгляд»), в руководстве которой состоял нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган. Тем не менее, без американской поддержки рост могущества и благосостояния секты Гюлена был бы невозможен. Под прикрытием турецких лицеев в Узбекистане и Киргизии в 90-е годы работали оперативники ЦРУ, которые выдавали себя за преподавателей английского языка.

Таким образом, сегодня секта Гюлена включает в себя несколько взаимосвязанных уровней – религиозный, образовательный, экономический. Религиозный кластер состоит из независимых ячеек адептов, деятельность которых в разных частях Турции курируют резиденты Гюлена. В образовательный кластер входят школы, подготовительные курсы к вузам, а также общественные организации под флагом «диалога между религиями и цивилизациями». Экономический сегмент объединяет банки, строительные и торговые фирмы, СМИ (например, газета Zaman) с инкорпорированными ОПГ, а также транснациональный холдинг TUKSON с ежегодной прибылью $25 млрд.

Есть даже собственная спецслужба, которой принадлежат покушение на президентов Азербайджана Гейдара Алиева(1995) и Узбекистана Ислама Каримова (1999), а также устранение разоблачителей секты Гюлена. В частности, убийство в 2002 году турецкого писателя Нэджипа Хаблемитоглу за книгу «Крот», посвящённую проникновению секты в полицию и спецслужбы Турции. По оценкам экспертов, в период расцвета «духовной империи Гюлена» - 90-е годы в секте состояло до 70 % турецких полицейских.

Однако сегодня гюленисты делают упор именно на образование, так как именно эта система позволяет рекрутировать человека на пожизненную ренту за бесплатную «путёвку в жизнь». Делиться – если стал бизнесменом, действовать в интересах секты на государственном посту, либо «отработать» капиталовложение миссионерством в Судане или Киргизии. В случае отказа ученикам Гюлена грозит расправа, либо, в лучшем случае, «лишение общения», что на практике означает увольнение или банкротство.

Сами себя последователи секты Гюлена называют «людьми света» («нурджулар»), а общежития для студентов – «домами света». Проповедуемое Гюленом учение очень похоже на американскую саентологию, а собрания ячеек напоминают встречи «Свидетелей Иеговы». Однако у секты Гюлена есть принципиальное отличие от тоталитарных сект западного христианства – это интервенция в госаппарат для захвата власти в стране.

Политический ислам под толерантно-демократическим флёром призван установить в Турции под видом шариатского правления жёсткий проамериканский режим. С помощью ЦРУ Гюлен разработал уникальную систему вербовки турецких граждан на пожизненный вассалитет со школьной скамьи и удержания их с помощью репрессивных мер. В Турции она получила точное название «параллельное государство», потому что на кону контроль над всей страной..


***
В 90-е нулевые годы я много раз предостерегал против моды на открытие "турецких лицеев" в России - школ янычар.

"...Необходимо создавать такие условия, чтобы люди с головой имели интерес к работе у себя на родине. Знаете, в Румынии, например, которая никогда в своей истории не была богаче России, с самого начала рыночных реформ университетским преподавателям платили по 1000 евро в месяц - огромные деньги для румын. Несомненно, сидеть на трубе с грязью из эпохи динозавров и на этом основании мнить себя великой державой, как мы сегодня делаем, просто глупо. Великая держава - та, которая создает свои ноу-хау. Мы же в информационном обществе живем!

В этой же связи - обратите внимание на политику Турции в России. На деньги турецкого правительства в Москве открываются турецкие лицеи, туда берут только мальчиков и только старшеклассников. Ислам не преподается, принимают детей любых национальностей. И дают им, по-моему, неплохое образование: компьютер, иностранные языки и тому подобное. Таким образом, этим детям обеспечивают хороший старт для поступления в конкурентоспособные вузы в надежде на то, что когда они сделают карьеру, то вспомнят, кто подставил им плечо. Так формируется позитивный образ страны, выступившей спонсором их образования, их карьеры. Вот это - нормальная политика; подготовка новых янычар без сабель, но с ноутбуками".
http://magazines.russ.ru/nz/2007/1/ku26.html

Но "толерантность" торжествовала:

http://www.islamnews.ru/news-6484.html

"Турецкая школа в Москве

«Я очень люблю нашу школу. Это место отдохновения моей души. Мне очень нравятся все наши учителя, их педагогический подход. Я счастлива, что учусь в этой школе, и люблю здесь все». Это выдержка из анонимной анкеты девятиклассницы московской международной школы № 56, называемой иногда просто турецкая школа. О том, как она возникла в российской столице, что представляет собой, а также об ее целях и задачах, рассказывает Председатель попечительского совета этой школы, заслуженный учитель России Генрих Кузнецов.

В 1995 году в Комитет образования Москвы /я тогда работал заместителем председателя/ пришли представители российско-турецкого фонда «Толеранс» с предложением открыть школу, в которой наряду с российскими применялись бы турецкие методики и учебники на английском языке по всем предметам естественно-математического цикла, а также изучался второй язык – турецкий. Тогда решение об открытии школы не было принято.

Но турецкие коллеги не успокаивались. В 1996 году представители фонда пригласили делегацию Комитета образования Москвы в Турцию для ознакомления с турецкими школами. Я впервые оказался в этой стране, знаниями о которой ограничивались школьными и вузовскими учебниками по истории и художественными произведениями, живописующими жизнь российской эмиграции. Турция представлялась мне отсталой мусульманской страной. Но неделя пребывания в ней перевернула все мои представления. Турция оказалась вполне светской страной со всеми атрибутами западноевропейской государственности. Познакомились мы и с колледжами и школами, которые были прекрасно оборудованы, многие предоставляли пансион.

Об итогах поездки я проинформировал председателя Комитета образования Л. П. Кезину и попросил дать ее согласие на открытие российско-турецкой школы. Так, в октябре 1996 года на юго-западе столицы состоялось торжественное открытие российско-турецкой школы-интерната № 56.

С тех пор состоялось шесть выпусков, аттестаты получили более 100 выпускников. Теперь школа называется международной, но, прежде всего, это школа для московских детей. Турецких учащихся у нас не более 10 процентов, здесь учатся дети 14 национальностей. Они учатся жить вместе, получая разностороннее образование, отвечающее требованиям ХХ1 века.

С 7-го класса преподавание физики, химии, математики, биологии, информатики ведется на английском языке. Наши ученики постоянно принимают участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, где неоднократно становились победителями.

Когда решался вопрос об открытии школы, нам дали старое, полуразрушенное здание. Теперь его не узнать. Светлые классы, удобная мебель, у каждого преподавателя отдельный кабинет, где он может подготовиться к занятиям, встретиться с учениками или родителями. Но все же главная наша ценность – это ученики и учителя. А учителя у нас и российские, и турецкие. Дети их любят и уважают.

Из 120 выпускников почти все поступили в вузы – МГУ, МВТУ, Университет нефти и газа имени Губкина, Академия МВД и внешней торговли, РУДН. Мы поддерживаем связи с нашими выпускниками, интересуемся, как складываются их судьбы. На одной из традиционных встреч выпускников спросили: «Достаточно ли знаний, полученных в школе, для продолжения образования в вузе?» Свыше 85 процентов ответили: «Да, достаточно». В другой раз был задан вопрос: «Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, выбрали бы вы эту школу или нет?» 88 процентов ответили «конечно, да», 5 – «не знаю», 7 – «нет».

Школа прошла первый десятилетний отрезок своего пути. Ее история – наглядный пример тому, что отношения дружбы и сотрудничества между Россией и Турцией можно развивать в любых сферах, в том числе и педагогической. Турецкие коллеги признаются, что многое почерпнули из богатейшего опыта московского образования. Мы же благодарим их за то, что они с любовью относятся к нашим детям.

Так называемая турецкая школа в Москве – своеобразный образовательный мост между нашими странами. В школе часто бывают высокие гости из Турции – мэры Анкары и Стамбула, министры, посол Турции в России. Все они оставляют прекрасные отзывы о школе.

Но главное, что мы сделали за эти годы, — воспитывали и воспитываем в наших детях толерантность. Я уверен, что наши выпускники никогда плохо о Турции не скажут. В свою очередь турецкие преподаватели очень полюбили Москву и Россию. И, вернувшись на родину, будут рассказывать о счастливом времени, проведенном в России, и об умных российских детях. И это – главное!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →