диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Параллельное государство

Вести из Турции поражают размахом репрессий:

о уволены около 15 тысяч учителей и преподавателей, полторы тысячи деканов, почти 9 тысяч сотрудников министерства внутренних дел, полторы тысячи сотрудников министерства финансов и около 250 сотрудников офиса премьер-министра.

Также задержаны около 6 тысяч военнослужащих, уволены 9 тысяч полицейских и отстранены от работы 3 тысячи судей. 30 губернаторов провинций (из 81) и 47 глав районных администраций.

По обвинениям в «причастности к путчистам» - преподаватель Стамбульского торгового университета Мустафа Эрдоган был освобождён от занимаемой должности указом президента.

Бывший ректор университета Шифа Мехмет Атеш, пожертвовавший почку своей больной жене, был взят под стражу, находясь в больничной койке.

Задержан репортёр, предупредивший страну о путче - журналистку Арзу Йылдыз, которая первой известила общественность о захвате моста Богазичи путчистами, заключена под стражу.

ПОЧЕМУ и за что?

читаем:
https://cont.ws/post/120718

Параллельное государство в Турции: секрет империи Гюлена


Своим феноменальным успехом – 3-6 млн. последователей в Турии и 1200 школ в 140 странах мира – турецкий богослов-диссидент Фетуллах Гюлен обязан не только поддержке ЦРУ, что уже доказанный факт. Именно ЦРУ в 2006 году не позволило миграционной службе США выслать его из страны. Но и своему собственному изобретению, благодаря которому ещё до эмиграции в СЩА ему удалось сформировать самовоспроизводящийся механизм вербовки, обеспечивающий пожизненную ренту для своих последователей. В результате за полвека, начиная с 1966 года, в Турции сложилось так называемое «параллельное государство», против которого сегодня борется президент Эрдоган. Оно состоит из тысяч бизнесменов, чиновников, судей и силовиков, через которых Гюлен первоначально транслировал влияние США на турецкую политику, а в последние два года пытается совершить в Турции госпереворот.

Каким образом этому беглому имаму удалось завоевать сердца миллионов и дирижировать их против правительства? Сам Гюлен отрицает своё лидерство, а тем более, директивную связь со своими последователями. Действительно, у движения Гюлена нет присущих тоталитарным сектам чёткой структуры и внутренней иерархии, а его функционирование обеспечивается инициативой входящих в него лиц и организаций.

Однако налицо сетевой принцип, обеспечивающий многоуровневое самовоспроизводство всей системы, которая на официальных сайтах Гюлена называется «Движение Гюлена» (Gulen movement) или «Институт Гюлена». Так, тысячи гюленовских школ были открыты его учениками, а учреждённый самим Гюленом Фонд писателей и журналистов, в свою очередь, открыл «центры диалога» по всему миру, включая «Диалог Евразия» для работы в России и странах Центральной Азии. Максимальная частотность в «духовной империи» Гюлена приходится на школы, а сам Гюлен позиционирует учёбу как «поклонение Богу». Школы Гюлена изначально были запрещены в Иране и Саудовской Аравии, с 2007 года в России, а недавно и самой Турции.

Свою первую школу Гюлен открыл в 1966 году в Измире. Она выросла из коранической школы местного просветительского общества «Кестане пазари», где он начал преподавать по собственной инициативе. Гюлен преобразовал её в частную гимназию-интернат для подготовки детей к поступлению в вузы, а оплату для обучения детей из бедных семей ходатайствовал у местных предпринимателей. Эта первая школа явилась платформой, где Гюлен апробировал методику для будущей успешной системы образования, которая дала блестящие результаты. 187 медалей на международных олимпиадах и 100-процентную поступаемость в вузы. С 1990 года школы Гюлена стали открываться за рубежом, а в 1996 году в Стамбуле был открыт международный университет Фатих.

Целью своей системы образования Гюлен провозгласил формирование «золотого поколения», открытого для инноваций и передовых технологий. Поэтому в школах Гюлена акцентирован английский и естественно-технические дисциплины, а ислам преподаётся в мягком дискурсе этики и морали.

Первая школа Гюлена стала актом сепаратизма 28-летнего имама от Духовного управления мусульман Турции. Но риск стоил того: он нашёл самый надёжный способ вербовать прихожан пожизненно. Обещая их детям хорошее образование, Гюлен «приручал» сразу и детей, и родителей, причём, дети «гюленизировались» с самого раннего возраста в системе интерната. В 1971 году Диянет отлучило Гюлена от школы, переведя его из Измира в Манису. Однако через 10 лет, в 1982 году, он открыл новую школу «Яманлар», которая заняла ведущие позиции в турецком образовании. К тому времени, несмотря на два военных переворота 1971 и 1980 годов, он не только выжил как имам, но и пришёл в политику, во многом благодаря поддержке нового президента Турции Тургута Озала.

Тогда же Гюлен начал участвовать в бизнесе своих прихожан и выпускников. Пользуясь своими связями во власти, он решал их бизнес-проблемы, а взамен получал новых адептов из числа предпринимателей, которые отдавали своих детей и школу Гюлена. Ценой такого покровительства была доля в фирме, которая оформлялась на представителя Гюлена. С 80-х годов секта Гюлена стала превращаться в турецкую «Коза ностра». За счёт инкорпорации в неё целых мафиозных кланов. Предприимчивый имам не только крышевал бизнес, но и принуждал с помощью бандитов интересные ему предприятия к сотрудничеству. Распад ССР принёс бизнес-империи баснословные дивиденды – от челночного ширпотреба до торговых и строительных проектов в странах СНГ, обеспечив её финансовое могущество.

Военные секуляристы, находившиеся тогда у власти, не трогали секту Гюлена, так как рассматривали её в качестве альтернативы традиционным исламистам из организации Нежметдина Эрбакана «Милли гёруш» («Национальный взгляд»), в руководстве которой состоял нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган. Тем не менее, без американской поддержки рост могущества и благосостояния секты Гюлена был бы невозможен. Под прикрытием турецких лицеев в Узбекистане и Киргизии в 90-е годы работали оперативники ЦРУ, которые выдавали себя за преподавателей английского языка.

Таким образом, сегодня секта Гюлена включает в себя несколько взаимосвязанных уровней – религиозный, образовательный, экономический. Религиозный кластер состоит из независимых ячеек адептов, деятельность которых в разных частях Турции курируют резиденты Гюлена. В образовательный кластер входят школы, подготовительные курсы к вузам, а также общественные организации под флагом «диалога между религиями и цивилизациями». Экономический сегмент объединяет банки, строительные и торговые фирмы, СМИ (например, газета Zaman) с инкорпорированными ОПГ, а также транснациональный холдинг TUKSON с ежегодной прибылью $25 млрд.

Есть даже собственная спецслужба, которой принадлежат покушение на президентов Азербайджана Гейдара Алиева(1995) и Узбекистана Ислама Каримова (1999), а также устранение разоблачителей секты Гюлена. В частности, убийство в 2002 году турецкого писателя Нэджипа Хаблемитоглу за книгу «Крот», посвящённую проникновению секты в полицию и спецслужбы Турции. По оценкам экспертов, в период расцвета «духовной империи Гюлена» - 90-е годы в секте состояло до 70 % турецких полицейских.

Однако сегодня гюленисты делают упор именно на образование, так как именно эта система позволяет рекрутировать человека на пожизненную ренту за бесплатную «путёвку в жизнь». Делиться – если стал бизнесменом, действовать в интересах секты на государственном посту, либо «отработать» капиталовложение миссионерством в Судане или Киргизии. В случае отказа ученикам Гюлена грозит расправа, либо, в лучшем случае, «лишение общения», что на практике означает увольнение или банкротство.

Сами себя последователи секты Гюлена называют «людьми света» («нурджулар»), а общежития для студентов – «домами света». Проповедуемое Гюленом учение очень похоже на американскую саентологию, а собрания ячеек напоминают встречи «Свидетелей Иеговы». Однако у секты Гюлена есть принципиальное отличие от тоталитарных сект западного христианства – это интервенция в госаппарат для захвата власти в стране.

Политический ислам под толерантно-демократическим флёром призван установить в Турции под видом шариатского правления жёсткий проамериканский режим. С помощью ЦРУ Гюлен разработал уникальную систему вербовки турецких граждан на пожизненный вассалитет со школьной скамьи и удержания их с помощью репрессивных мер. В Турции она получила точное название «параллельное государство», потому что на кону контроль над всей страной..


***
В 90-е нулевые годы я много раз предостерегал против моды на открытие "турецких лицеев" в России - школ янычар.

"...Необходимо создавать такие условия, чтобы люди с головой имели интерес к работе у себя на родине. Знаете, в Румынии, например, которая никогда в своей истории не была богаче России, с самого начала рыночных реформ университетским преподавателям платили по 1000 евро в месяц - огромные деньги для румын. Несомненно, сидеть на трубе с грязью из эпохи динозавров и на этом основании мнить себя великой державой, как мы сегодня делаем, просто глупо. Великая держава - та, которая создает свои ноу-хау. Мы же в информационном обществе живем!

В этой же связи - обратите внимание на политику Турции в России. На деньги турецкого правительства в Москве открываются турецкие лицеи, туда берут только мальчиков и только старшеклассников. Ислам не преподается, принимают детей любых национальностей. И дают им, по-моему, неплохое образование: компьютер, иностранные языки и тому подобное. Таким образом, этим детям обеспечивают хороший старт для поступления в конкурентоспособные вузы в надежде на то, что когда они сделают карьеру, то вспомнят, кто подставил им плечо. Так формируется позитивный образ страны, выступившей спонсором их образования, их карьеры. Вот это - нормальная политика; подготовка новых янычар без сабель, но с ноутбуками".
http://magazines.russ.ru/nz/2007/1/ku26.html

Но "толерантность" торжествовала:

http://www.islamnews.ru/news-6484.html

"Турецкая школа в Москве

«Я очень люблю нашу школу. Это место отдохновения моей души. Мне очень нравятся все наши учителя, их педагогический подход. Я счастлива, что учусь в этой школе, и люблю здесь все». Это выдержка из анонимной анкеты девятиклассницы московской международной школы № 56, называемой иногда просто турецкая школа. О том, как она возникла в российской столице, что представляет собой, а также об ее целях и задачах, рассказывает Председатель попечительского совета этой школы, заслуженный учитель России Генрих Кузнецов.

В 1995 году в Комитет образования Москвы /я тогда работал заместителем председателя/ пришли представители российско-турецкого фонда «Толеранс» с предложением открыть школу, в которой наряду с российскими применялись бы турецкие методики и учебники на английском языке по всем предметам естественно-математического цикла, а также изучался второй язык – турецкий. Тогда решение об открытии школы не было принято.

Но турецкие коллеги не успокаивались. В 1996 году представители фонда пригласили делегацию Комитета образования Москвы в Турцию для ознакомления с турецкими школами. Я впервые оказался в этой стране, знаниями о которой ограничивались школьными и вузовскими учебниками по истории и художественными произведениями, живописующими жизнь российской эмиграции. Турция представлялась мне отсталой мусульманской страной. Но неделя пребывания в ней перевернула все мои представления. Турция оказалась вполне светской страной со всеми атрибутами западноевропейской государственности. Познакомились мы и с колледжами и школами, которые были прекрасно оборудованы, многие предоставляли пансион.

Об итогах поездки я проинформировал председателя Комитета образования Л. П. Кезину и попросил дать ее согласие на открытие российско-турецкой школы. Так, в октябре 1996 года на юго-западе столицы состоялось торжественное открытие российско-турецкой школы-интерната № 56.

С тех пор состоялось шесть выпусков, аттестаты получили более 100 выпускников. Теперь школа называется международной, но, прежде всего, это школа для московских детей. Турецких учащихся у нас не более 10 процентов, здесь учатся дети 14 национальностей. Они учатся жить вместе, получая разностороннее образование, отвечающее требованиям ХХ1 века.

С 7-го класса преподавание физики, химии, математики, биологии, информатики ведется на английском языке. Наши ученики постоянно принимают участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, где неоднократно становились победителями.

Когда решался вопрос об открытии школы, нам дали старое, полуразрушенное здание. Теперь его не узнать. Светлые классы, удобная мебель, у каждого преподавателя отдельный кабинет, где он может подготовиться к занятиям, встретиться с учениками или родителями. Но все же главная наша ценность – это ученики и учителя. А учителя у нас и российские, и турецкие. Дети их любят и уважают.

Из 120 выпускников почти все поступили в вузы – МГУ, МВТУ, Университет нефти и газа имени Губкина, Академия МВД и внешней торговли, РУДН. Мы поддерживаем связи с нашими выпускниками, интересуемся, как складываются их судьбы. На одной из традиционных встреч выпускников спросили: «Достаточно ли знаний, полученных в школе, для продолжения образования в вузе?» Свыше 85 процентов ответили: «Да, достаточно». В другой раз был задан вопрос: «Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, выбрали бы вы эту школу или нет?» 88 процентов ответили «конечно, да», 5 – «не знаю», 7 – «нет».

Школа прошла первый десятилетний отрезок своего пути. Ее история – наглядный пример тому, что отношения дружбы и сотрудничества между Россией и Турцией можно развивать в любых сферах, в том числе и педагогической. Турецкие коллеги признаются, что многое почерпнули из богатейшего опыта московского образования. Мы же благодарим их за то, что они с любовью относятся к нашим детям.

Так называемая турецкая школа в Москве – своеобразный образовательный мост между нашими странами. В школе часто бывают высокие гости из Турции – мэры Анкары и Стамбула, министры, посол Турции в России. Все они оставляют прекрасные отзывы о школе.

Но главное, что мы сделали за эти годы, — воспитывали и воспитываем в наших детях толерантность. Я уверен, что наши выпускники никогда плохо о Турции не скажут. В свою очередь турецкие преподаватели очень полюбили Москву и Россию. И, вернувшись на родину, будут рассказывать о счастливом времени, проведенном в России, и об умных российских детях. И это – главное!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →