диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Еще немного оккультизма от Патриарха

"Пассионарность это замечательное понятие, которое определяет способность нации совершать подвиг; а если пассионарность теряется, то у цивилизации сокращается потенциал для выживания".

http://www.patriarchia.ru/db/text/4640021.html

Я понимаю, что дружба с Джуной оставляет след.
Но давайте разбираться.

1. "Пассионарность" это очень авторское словечко, созданное и эксплуатируемое исключительно Львом Гумилевым. В науке его теория пассионарности не прижилась. Попытка объяснить периоды взлета и угасания тех или иных цивилизаций и этносов таинственной "пассионарностью" на деле ничего не объясняет, ибо остается вопрос о том, почему же эта гостья то приходит, то уходит.

Гумилев это объяснял вполне оккультно:
"Иногда ионосферу Земли прорывает космический ливень, бичом ударяет по Земле. Ложится узкой полосой, и те регионы планеты, что попали под него, получают толчок, вызывающий мутационные изменения на биологическом уровне, а на уровне этноса возникает пассионарность, «горение» — способность людей к повышенной активности".

Так что пассионарность пахнет оккультятиной не потому, что "непознана", а потому что приходит "из космоса". И при этом влияет не на загар, а на мозги людей.


2. Сам Гумилев это слово определяет совсем не так, как это делает патриарх:

"Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся в составе "толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а примененная к идее - создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки неприменимы: добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы".


То есть пассионарность это такой мельдоний. Он делает человека беспокойным и агрессивным. Пойдет ли это на благо ему или его соседям - бааальшой вопрос. В любом случае это феномен аморальный. Стоит ли это фаустовское начало или шило-в-заднице превозносить с патриаршей кафедры... ой, молчу, молчу, молчу. Пассионарности не хватает.

Но не могу не заметить, что пусси были вполне пасси.

***
во время телетрансляции из-за патриарха назойливо выплывало число 13




***
ну и из той же серии советских речевых инерций - выражение "школа формирует личность".
После летних споров о соотношения понятий личность и ипостась (по итогам Критского собора) хотелось бы узнать, как же наш патриарх понимает слово "личность".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →