диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Вчера на Эхо

Чиж― Добрый вечер. Это программа «Особое мнение». Дьякон Андрей Кураев уже находится в этой студии. Здравствуйте.
А. Кураев― Добрый день. Со святыми днями вас.
О. Чиж― С праздниками. Потрясающая история в Санкт-Петербурге. Где живет человек, зовут его Дмитрий Угай. И он преподавал йогу, вел какой-то семинар о духовных практиках. И по заявлению местного жителя к нему пришли полицейские, теперь человека судят по закону так называемому Яровой. Эта история о чем? О том, что государство к этому пакету Яровой очень серьезно относится или наоборот о том, что не знает, что с ним делать или это какой-то казус исполнителя.
А. Кураев― Собственно говоря, это естественное следствие из этих идиотских законов Яровой. Так что посеяли озимые, пошли яровые, нормальный севооборот, сажать начали. Идею, подобную закону Яровой, я высказывал еще в 90-е годы. Что хорошо было бы помочь людям ориентироваться в потоке религиозной информации, которая обрушивается на них. И поэтому попробовать если не ликвидировать, то хотя бы ограничить феномен анонимной конфессиональности.
О. Чиж― А что это такое?
А. Кураев― Это когда человеку идет на какое-то приглашение, призыв, а он не знает, кто его зовет. То есть объявлен «вечер христианской музыки». А кто это? Может, иеговисты, а может быть православные, может, католики. Название слишком общее мааскирующее. Или «Духовный центр». Какого он «духа»? Про что он?
О. Чиж― Звучит хорошо, но что на практике — неизвестно.
А. Кураев― Поэтому действительно было бы здорово, чтобы на всех изданиях, на всех рекламах, всех вне-храмовых проповедях была бы торговая марка, что называется. Как производитель указывается на любом товаре, на любой книге указаны издательство и типография, точно также и здесь чтобы было указано, собственно говоря, чью позицию представляет данный носитель текста. По-моему, это нормально. Чтобы у читателя-слушателя была возможность хоть какой-то контекст узнать. Узнать, кто обращается к нему. Но штука вот в чем. Это ограничение может ограничить лишь активность организации, а не частного лица. Скажем, этот человек, если он читал лекцию от имени общества сознания Кришны, и при этом не сказал этого, то в этом случае, наверное, его задержание справедливо. А если это просто была его личная позиция, человек просто о своих личных убеждениях рассказывал, которые не обязаны совпадать с позицией любой из религиозных общин мира? Это его личные взгляды, его личный коктейль, который у него в мозгах взболтан. Если это людям интересно, пусть они с ним беседуют. Какие проблемы-то. Просто не надо называться чужими именами. Скажем, если человек не является православным, не надо называть себя православным, представителем РПЦ. То есть чужие лейблы похищать не стоит. Это действительно не стоит. Если ты хочешь от имени известной организации говорить, и что называется пользоваться ее раскрученностью, ее франшизой, будь честен с этим. Но здесь могут быть плюсы, а могут и минусы, потому что люди про Васю Петрова ничего не слышали, а у этой организации может быть уже какая-то проблемная биография. Если человек говорит без франшизы, просто сам от себя, то претензии могут быть только к содержанию его проповеди. Если там не было экстремистских призывов, не было обзывания «некошерными свиньями» тех, кто с ним не согласен, то за что же арестовывать? А самое мерзкое в этой истории то, что донос был написан за несколько дней до того, как лекция состоялась. То есть заранее само слово «йога» ввело в возбужденное состояние каких-то православных активистов и они решили воспользоваться яровой. Нажать на курок.

«Предполагаю, что будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения „Сознание Кришны“ с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр (молитв). Прошу принять меры по недопущению нарушения действующего законодательства, в случае выявления нарушений привлечь виновных к ответственности», — сказано в тексте обращения Наиля Насибулина, сотрудника межрегионального миссионерского православного общественного движения «Ставрос».

О. Чиж― То есть получается, что в части, которая касается религиозных организаций, у пакета Яровой недостаток только тот, что он не описывает права людей, не принадлежащих к религиозной организации.
А. Кураев― Там много разных недостатков. Просто сейчас нет этого текста перед глазами, поэтому не будем туда вчитываться. То есть я просто хочу сказать, что, во-первых, не надо огульно отрицать тему этого закона. Своя правда в этой законодательной реакции есть. То, как это выполнено может быть, выполнено ужасно. Я в свое время критиковал его, когда текст был перед глазами. По-моему, там был запрет домашних частных бесед. Как можно запретить людям дома о чем-то говорить. Люди собрались, они беседуют о том, что им важно и интересно. Почему это надо запрещать? И в данном случае никакого я считаю правового основания для прекращения этой лекции по йоге, не было. Она проходила не в муниципальном учреждении, не в государственно-образовательной сфере, где, понятно, государство может ограничивать религиозную деятельность. Но в данном случае это чисто общественный форум был и поэтому непонятно, на каких основаниях можно было это прекратить.
О. Чиж― А зачем государство вообще должно это регулировать. Разве это не дело церкви. Поучить свою паству тем верить, этим не верить. В это верить, в это нет. И оберегать их как-то именно воспитанием что ли, а не административными запретами.
А. Кураев― Государство для того и существует, чтобы обеспечивать определенную безопасность своих собственных граждан. В том числе безопасность потребителя. Если мы говорим о рынке продуктов, например. Это касается и рынка информационных продуктов тоже. Плюс, когда речь идет о религиозной деятельности, то мы видим, что в последнее десятилетие религия может быть убийственно опасна.
О. Чиж― Она всегда могла быть убийственно опасной, средние века…
А. Кураев― Средние века были давно. А в 19-20 веках полегче с этим делом было. Последние десятилетия вдруг неожиданно для всех снова обнажили эту тематику. Буквально вчера я беседовал в Доме журналистов с детьми из местной «школы юного журналиста», и одна девочка спрашивала по поводу ислама, можно ли писать о том, что у преступления есть такие-то конкретные авторы или всю религиозную подоплеку надо скрывать. С одной стороны, убивают не те, кто начитались сказок про Винни-Пуха или Карлсона. Убийцы вполне определенную книжку прочитали и пошли во имя ее убивать. Но не все же читатели этой книги идут убивать. Значит, если человек пошел на преступление, значит, он прочитал свою священную книгу через какие-то очки. И выпуск таких очков явно налажен довольно массово. В этих условиях мы можем просить, чтобы государство своими методами предложило другие очки читателям той же книги. И в Европе и в России для этого создаются свои центры исламского образования. Чтобы не ждать, пока приедут религиозные активисты из Пакистана, Афганистана или Саудовской Аравии, а предложить свою культуру прочтения Корана, которая делала бы этих людей нашими мирными соседями. Чтоб они не через мушку прицела на нас смотрели. И государство реально вкладывается в это: при президенте Медведеве миллиард рублей был выделен на развитие системы исламского образования в России. Это нормально. Для этих же целей введен урок основ религиозных культур в 4-м классе. Да, это политическая цель и политический проект. Состоит он в том, чтобы пойти к детишкам до того, как они стали подростками, пока котята не стали львятами, пока в них нет подростковой сексуальности и соответствующей агрессивности, и вот в их кругозор надо успеть ввести знание о том, что люди делятся не только на мальчиков и девочек. Есть другие идентичности, и наши различия это не повод для драки.
О. Чиж― В уже упомянутом законе Яровой есть еще одна вещь, связанная с религиозными организациями. Это обязанность наносить определенную маркировку на литературу.
А. Кураев― Я об этом и говорил.
О. Чиж― И с этим тоже была связана история в недавнем прошлом, когда организацию «Армия спасения» оштрафовали, во-первых, во-вторых, изъяли Библию, и было судебное решение ее вообще сжечь. Вот сегодня стало известно о том, что вышестоящий суд решил ее не уничтожать, просто конфисковать. Удивило вас, что все-таки они решили текст не жечь.
А. Кураев― Беззаконие в том, что они не уничтожили Библию.
О. Чиж― Это вы иронизируете.
А. Кураев― Нет, я не иронизирую. Я на полном серьезе. Потому что логика поведения ровно та же самая, что в уничтожении испанских помидоров или контрабандной икры на Дальнем Востоке. Уничтожение ни того, ни другого, ни третьего мне не нравится. То есть мне не нравится, когда выбрасывают в мусор контейнеры с икрой. Или когда по Красной площади идет колонна боевых тракторов, которые в минувший год раздавили 200 тонн польских яблок. Ура, товарищи. Мне это не нравится. Но если есть такая практика, и она, кстати, не только русская. Уничтожение контрафактной продукции, будь то диски и что-то иное…
О. Чиж― С книгами все-таки, которые не признаны противоречащими закону.
А. Кураев― Поэтому в данном случае у нас нет сомнения в качестве испанских помидоров. Или дальневосточной икры. Точно также нет сомнения в качестве этого тиража Библии. Текст вполне аутентичный, совпадающий с синодальным, официальным текстом РПЦ. Поэтому в самих по себе этих помидорах, икре или книге нет угрозы. Поэтому я считаю, что здесь имело бы смысл протестовать против вообще практики уничтожения ценных вещей. Да хорошо, если надо назначить дополнительную экспертизу. Медицинскую, какую-то еще. Потому что икра действительно может быть в чем-то зараженной. Чем-то. А может быть избыток химии в помидорах, все может быть, но провести экспертизу этой партии дешевле, чем ее уничтожить. И лучше, на мой взгляд, все это направить в какие-то те уголки нашей необъятной родины, в которых люди будут рады этому.
О. Чиж― Получается, что у судьи Ленинского районного суда Владивостока то ли победило религиозное чувство, то может быть какой-то логический подход, и она пошла против закона?
А. Кураев― Судья, приняв решение об уничтожении тиража Библии, поступил по тому по закону, который мы сегодня имеем. А вот те, кто отменили, они пошли против закона, поступили по «телефлнному праву». Откликнувшись на позицию Московской патриархии.
О. Чиж― Которая находила излишними эти меры.
А. Кураев― Совершенно верно.
О. Чиж― А вообще то, что такие истории происходят во Владивостоке, в Санкт-Петербурге с этим человеком, то, что они попадают в пристальное внимание новостей, что становятся очень быстро известными, это свидетельствует скорее о том, что это единичный случай и никто не вылавливает ни маркированную литературу, ни Библии. Людей, которые ведут семинары по каким-то практикам и значит, что получается, закон не работает.
А. Кураев― Петербургская история это фейсбучная история. В большую прессу она так и не попала. До, может быть, нашей с вами беседы.
О. Чиж― Нет, нет, я читала.
А. Кураев― То, что все-таки что-то из этих инцидентов попадает в прессу, означает, что, слава Богу, консенсуса в стране нет.
О. Чиж― Это — слава Богу?
А. Кураев― Конечно.
О. Чиж― Почему?
А. Кураев― Потому что должны быть разные позиции. Нельзя всю жизнь шагать строем.
О. Чиж― Ну а как быть, если одна из этих позиций является законом. Получается, что он обязателен для исполнения. Значит, вторая партия она нарушает его.
А. Кураев― Закон не есть нечто неприкасаемое для интеллекта. Может быть, руки пусть не торопятся нарушать этот закон, а голова имеет полное право его разносить в пух и прах.
О. Чиж― И, видимо, пользуется этим правом.
А. Кураев― И, кстати, вот что стоит заметить. Когда проходит обсуждение законопроекта в парламенте, при этом обязательно прилагается экономическая записка: во сколько обойдется принятие, реализация закона.
О. Чиж― Мы ее как правило не видим.
А. Кураев― Это неважно. Но она есть. То есть какие будут доходы для бюджета или, напротив, какие траты. Так вот я думаю, что в наших условиях хорошо бы еще одну составлять записку - систему защиты от дурака. То есть заранее продумать, какие идиотизмы могут последовать из исполнения этого закона нашими не всегда умными исполнителями.
О. Чиж― Это непрогнозируемая история. События развиваются довольно всегда непредсказуемо…
А. Кураев― Говорят, что просчитывается коррупционноемкость законопроекта. Точно также и здесь, а давайте просчитаем идиото-впечатлительность этого проекта. Кто и как сможет его по-идиотски истолковать. Вы знаете, когда я писал учебник для школы по основам православной культуры, над моей душой стояла такая опытная злая училка. Хорошая на самом деле. Но с точки зрения детей злая. И она вот била меня по макушке, потому что читала мой текст глазами учеников.
О. Чиж― Она как редактор работала что ли?
А. Кураев― Да. И она мою рукопись нещадно критиковала, ибо читала ее глазами какого-нибудь мальчишки хулигана. Того, чья роль в классе работать шутом, поэтому его социальная задача всех веселить и все перевирать в максимально худшую и пошлую сторону. Какие-то словечки, картинки и так далее. И раз такие мальчишки есть, то не надо кормить троллей.
О. Чиж― Так мы ни один закон не примем мне кажется. Всегда будет какой-то казус исполнителя, который все доведет до абсурда. Еще одна тема. Это история Ильдара Дадина, теперь стало известно, где он находится. Это колония в Алтайском крае. Но больше месяца его близкие, семья, друзья не знали, что с ним, как он. В начале декабря человек выехал из одной колонии и как-то пропал на 30 с лишним дней.
А. Кураев― Пожалейте ваших слушателей. Они об этом слушают 48 часов в сутки.
О. Чиж― Они вас об этом не слышали.
А. Кураев― Мое мнение тут неважно. Я ничего нового не скажу им здесь.
О. Чиж― Может быть, вы можете предположить, в чем логика действий.
А. Кураев― Мне лень об этом думать, слушайте. Я не думаю на те сюжеты, на которые думают десятки других голов. Ну зачем мне туда впрягаться?
О. Чиж― У нас связанная с этим есть история. Косвенным образом. Есть колония номер 20 в Мурманской области, сейчас родственники осужденных пишут письмо Владимиру Путину с просьбой, там идет реорганизация этого учреждения, родственники просят не переводить заключенных в другие места, потому что в том числе боятся, что они окажутся в той самой Сегеже. Но я обратила внимание вот на что…
А. Кураев― Давайте я обращу внимание на то, что произошло за последние дни в религиозной жизни. Честное слово, это поводы не менее значимые. Но почему же вы их игнорируете. Убита игуменья в минском монастыре. Убита своей послушницей. Объявлен приговор священнику Псковской области за хранение и провоз наркотиков, и хранение пистолета. А местный митрополит заявляет, что это замечательный батюшка, хотя приговор уже вынесен и не обжалован в установленные сроки. Причем этот батюшка назначен на место гнобимого этим же митрополитом отца Павла Адельгейма.
О. Чиж― Это сюжет какой-то просто.
А. Кураев― А вы извините, про что говорите? Или ,скажем, не трагические сюжеты, а скорее из мира комедии. Патриарх посетил рождественскую елку в Кремле.
О. Чиж― А что же в этом комедийного?
А. Кураев― Во-первых, там была группа детей в пионерских красных галстуках. Учитывая, что юный Володя Гундяев, судя по его рассказам, никогда не носил красного галстука, присутствие на патриаршей елке этих юных пионеров уже само по себе интересное событие. Но дальше интересно, что за дети сидят рядом с патриархом справа и слева. Я этим заинтересовался сегодня. Одна девочка уже не первый раз сидит рядом с патриархом на его якобы детских импровизациях. Блогеры сегодня шутят, что рядом с Владимиром Владимировичем нашим всегда одни и те же лица якобы из народа. Вот также одна и та же девочка уже не первый раз оказывается…
О. Чиж― Дежурная девочка для кадра что ли.
А. Кураев― Да, очень интересно. А папа этой девочки при этом живет в Мадриде. И у него какая-то компания по торговле чем-то типа Гербалайфа в России. И он говорит «первый миллион я заработал в 21 год». А официальная версия патриархии, что девочка сама из Чебоксар написала патриарху письмо: а можно, ваше святейшество, с вами встретиться. И конечно патриарх наш так доступен, что сразу и согласился. И причина вовсе не в том, что папа миллионер.
О. Чиж― Но не может же ребенок расплачиваться за миллионы папы.
А. Кураев― Не может.
О. Чиж― А почему так важно, из какой семьи ребенок, который находится на елке в Кремле. В конце концов, разве это имеет значение?
А. Кураев― Это имеет значение, потому что официальная пресс-служба делает вид, что это чуть ли ни просто такая дедушкина отзывчивость. Случайный мальчик или девочка написали письмо, патриарх встретил. На самом деле все неслучайные связи. Это или спонсоры или деловые партнеры. А справа от патриарха на той елке мальчик. Патриарх в своей речи сказал, что это шестилетний мальчик Гриша Ворончев, спортсмен, он отказался ехать в Австрию на соревнования, потому что это приходится на время великого поста. Мне стало интересно, что это за мальчик. Оказалось, его вид спорта – горный слалом. На минуточку, - это самый дорогой вид спорта. Самая дорогая экипировка. И конечно самый московский. Именно в равнинной Москве самое оно заниматься горнолыжными спусками. У нас же тут Альпы в шаговой доступности. А папа этот чудо-ребенка – Александр Иванович Ворончев простите за долгую цитату, «начальник отдела обеспечения государственных закупок управления имущественного комплекса капитального строительства Росспорта. Член президиума совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, спорта высших достижений, подготовки и проведению 22-х зимних олимпийских игр».
О. Чиж― С одной стороны елка в Кремле, там много разных детей. В том числе и детей серьезных родителей.
А. Кураев― Вопрос в том, кто рядом с патриархом. Все-таки некая элитарность она здесь все равно есть. И при этом декларируется нечто противоположное: мол, наш патриарх доступен, он со всеми, он с детишками. А все-таки, оказывается, нет. Это все равно лица определенного круга. Вот на это просто я обращаю внимание. А плюс к этому, конечно, еще возникает вопрос, а вот отец этой девочки, который свою компанию по какому-то своему псевдомедицинскому питанию создал, не пользует ли он этим еще и патриарха вдобавок ко всему. Вопрос неизбежен, особенно учитывая молодую дружбу нашего патриарха с Джуной Давиташвили.
О. Чиж― Как-то очень грустно, что дети в этом являются каким-то предметом доказательства что ли…
А. Кураев― Дети счастливы. Но ачем врать, будто шестилетний мальчик сам отказался ехать в Австрию из-за поста.
О. Чиж― Может, принято так в семье, в конце концов.
А. Кураев― Вокруг меня много православных семей, уверяю вас, ни в одной из них, во-первых, шестилетнему ребенку не дадут право принять такое решение, во-вторых, уж точно не по этому мотиву. И, в-третьих, шестилетних детей обычно не постят.
О. Чиж― А почему вас так удивляет эклектика патриарх и дети в пионерских галстуках. В конце концов, у нас федеральное телевидение постоянно транслирует праздничные богослужения, на котором стоят вчерашние коммунисты. Сегодняшние коммунисты. Люди из органов…
А. Кураев― Я имею право удивиться. И повторю: пикантность ситуации в том, что когда нынешний патриарх в пору своего предизбрания, избрания, вхождения в должность создавал себе имидж, он постоянно подчеркивал, что он был героическим и почти гонимым отроком, который даже пионерский галстук не носил в школе.
О. Чиж― Если мы вспомним какие-то выступления…
А. Кураев― А если мы еще вспомним высокие слова патриарха про Сталина. Про советский период нашей истории и так далее, то здесь выстраивается очень интересная цепочка.
О. Чиж― Как раз про период, с этим связанный я и пытаюсь вас спросить применительно к колонии номер 20. Помимо жалоб самих родственников осужденных, видела комментарий местного правозащитника, который раньше работал в региональной ОНК. И она среди прочего говорит, что колонию нельзя закрывать из-за того, что это историческое место. Там располагался один из ГУЛАГовских лагерей.
А. Кураев― Ну ради Бога. Вот колонию закройте, а ее поселите в статусе хранительницы.
О. Чиж― А как вы думаете, их нужно вообще сохранять?
А. Кураев― Нужно. Но не в действующем режиме.
О. Чиж― Как музеи.
А. Кураев― Да. Как Освенцим, Дахау стоят, но, к счастью, там нет заключенных. Точно также и здесь. Для памяти это должно быть.
О. Чиж― А когда мы говорим про Освенцим это все-таки большой перелом сознания, который произошел в 20 веке. У нас как-то мне кажется среднестатистический человек на улице скажет, что сажали кого надо.
А. Кураев― Меня поразило, что когда патриарх Кирилл посетил Новочеркасск, он ни словом не упомянул про расстрелы и не пошел поклониться к памятнику расстрелянным рабочим. Ведь, если честно, Новочеркасск только этим и известен миру. Только одним событием мировой и исторической значимости. Бунт этих рабочих и их расстрел в 1962-м. И патриарх как-то проехал мимо.
О. Чиж― А это какая-то осознанная позиция?
А. Кураев― Да, конечно.
О. Чиж― Почему?
А. Кураев― Власть должна знать, что в его глазах и словах она всегда и во всем будет права.
О. Чиж― Не вяжется позиция «власть всегда права» с судьбой церкви в 20 веке.
А. Кураев― Очень интересно было бы об этом с патриархом поговорить. Но сейчас он являет нам образец вполне клипового мышления. Здесь читаем, здесь не читаем. Здесь рыбу заворачивали. Вот скажем, на днях патриарх сказал — «Этот год мы должны посвятить размышлениям о том, что произошло с нашим народом, что означали все эти потрясения. Речь идет о том, чтобы отмечать эту дату сознательно, сопровождая очень глубокими размышлениями и искренними молитвами, с тем чтобы ошибки, совершенные 100 лет назад, научили наши народы не допускать подобных ошибок на нынешнем этапе развития».
Народ (не власть!) ошибся именно и ровно сто лет назад. Ошибка состояла в бунте против царя и власти. Этого повторять нельзя. При этом вопрос о том, какими своими ошибками светская и церковная власть приблизили катастрофу 1917-го, к обсуждению не предлагается.
Нет попытки поставить вопрос, а что в жизни церковного руководства привело к таким мощным антицерковным настроениям. То есть причина болезни — скальпель хирурга. Не то, что копилось годами в организме и вызвало необходимость хирургического вмешательства, а именно скальпель хирурга причина твоей болезни и твоей боли. Конечно, бывает, что скальпель хирурга ухудшает ситуацию, это правда, но ни один человек в здравом уме и трезвой памяти не пойдет просто так на хирургический стол ради интереса. Значит что-то уже наболело. А вот это табуированная тема в нашей церковной мысли.
О. Чиж― Про наболело?
А. Кураев― Чем мы болели, что Господь положил нас под скальпель хирурга? Большевик были тем хирургом. Хирург оказался увлекающимся. Прямо скажем, малость садист. Это тоже было. Но и до-революционная болезнь - была. И, может быть, мы сами не очень ощущали, что больны, но Господь иначе наше состояние оценил.
О. Чиж― То есть, значит, вождь, который находится, неважно как называется в текущий момент, он что-то вроде кесаря и наместника в сознании современного руководства РПЦ.
А. Кураев― Если бы только современной. А дело в том, что патриарх вообще тиражирует клише. Не исторические факты и теории, а именно мифологемы. И эти мифологемы все из его сталинской школы, вот что удивительно. То есть патриарх Кирилл рекламирует и проповедует мифологемы своего сталинского советского детства. Тут и Иван Грозный как мудрый правитель, которому надо ставить памятники. И конечно, сам мудрейший Иосиф Виссарионович. Вот единственное в эту схему не укладывается это что Николай Второй тоже хороший и святой.
О. Чиж― В этой связи 17-й год это год большой годовщины очень, а есть какое-то определившееся, сертифицированное установленное и одобренное мнение на этот счет государства, как вообще относиться к этому периоду. Потому что про распад СССР мы знаем большая геополитическая катастрофа. Про 17-й год не очень понятно. Если была Россия, которую мы потеряли…
А. Кураев― Здесь налицо шизофрения нашей государственной идеологии. Потому что, с одной стороны, большевики это иностранные агенты чистейшей воды.
О. Чиж― Понаехали из Германии.
А. Кураев― Конечно. На деньги немецкого генштаба и так далее. По большому счету то, что они сделали, это воинское преступление. Призывать к свержению власти в условиях ведущейся тяжелейшей войны, призвать солдат уйти с фронта, бросить оружие, обернуть свое оружие против офицеров, это несомненное воинское преступление. И возникает та же проблема, что была у советской власти. Они героизировали революционеров, воспитывали молодежь на примере этих революционеров. Но а если вдруг какие-то мальчики решали всерьез – «а давайте мы вот и сейчас попробуем этим же путем пойти», они за это получали реальные сроки.
О. Чиж― Но тут же еще проблема не только копирования поведения, бунта. Примеры бунта. Но и некий конфликт ценностей. До 17-го года и после. Потому что все-таки есть определенное количество «мифов», связанных с этим периодом.
А. Кураев― Это мир мифов в дурном смысле этого слова. Для патриарха Кирилла главная ценность советской эпохи это якобы солидарность. Это в стране стукачей солидарность? В стране, где миллионы доносов, солидарность? Я не знаю, в каком мире он жил.
О. Чиж― Марина спрашивает, смотрели ли вы фильм «Молодой папа». Мы уже выяснили, что да. И как вы считаете, а возможно ли было снять что-то подобное, например, об РПЦ?
А. Кураев― Мы уже об этом говорили в этом же эфире несколько месяцев назад. Я говорю, что нет, это невозможно. Впрочем, я думаю, что фильм это умная католическая пропаганда.
О. Чиж― Почему? Там же очень такой неоднозначный папа.
А. Кураев― Католики, которые занимаются этими вещами, это умные люди, и они умеют делать не сусальные картинки, а проблемные сюжеты. Например, Грэм Грин «Сила и слава» роман. Начинаешь читать – кажется, это антицерковный памфлет. А это классика католической литературы. Кончается удивительно христианским финалом. Можно вспомнить фильм «Святой Ральф», например. Тоже поначалу кажется, что будет очередной памфлет на тему монахов-педофилов. Но все оборачивается совсем в иную сторону. И по первым сериям «Молодого Папы» кажется, что просто запредельный стеб. Но в финале первого сезона… Я не знаю, что будет во втором, но в финале первого сезона Папа оказывается «Свят уже сегодня».
О. Чиж― Почему невозможно здесь? Я не административную историю имею в виду. Не дадут денег, не разрешат съемки. А в чем проблема, у нас сознание другое?
А. Кураев― Дело в том, что католики давно живут под прицелом повседневной критики. Однажды я спросил умного итальянца, как может современный человек верить в догмат о папской непогрешимости. Он говорит: а мы, итальянцы, в это не верим. Я говорю: как? – Ну это для поляков догмат, для португальцев, а не для нас. Я говорю: а почему? – «Ну понимаете, Ватикан столетиями свое грязное белье сушит на своем заднем дворе, и, значит, на глазах всей Италии. Поэтому для нас здесь проблем и сомнений быть не может».
Так вот, умные люди в Ватикане это понимают, и поэтому они не тратят средства и мозги на пар и гудок, на рекламу в стиле какие мы присно-замечательные и прекрасные. Поэтому они действуют в стиле «Декамерона» Боккаччо. Там один еврей, раздумывая, креститься ему или нет, едет в Рим, а потом все-таки принимает решение креститься. В ответ на расспросы говорит: да, я видел жизни папы и кардиналов. Да, эти люди делают все от них зависящее, чтобы уничтожить церковь. Но если она, тем не менее, жива, значит она действительно от Бога. А у нас хотят быть святыми и отлакированными во всех подробностях. Начиная от сияющих туфель, кончая сияющим крестиком на митре. И поэтому любая не то что критика, человечность, человеческие подробности жизни отторгаются с самого начала.
http://echo.msk.ru/programs/personalno/1906152-echo/?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=patriarh-kirill-reklamiruet-i-propovedu
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
И что теперь?...За то что я считаю Савла Павла агентом влияния Синедриона, меня тоже будут судить?))))
Вы там уже определитесь, кого вы считаете - Савла или Павла?
Больно уж грань большая между этими именами.

ora_lll

1 week ago

infin56

1 week ago

ora_lll

1 week ago

Курица с "Эха".... Надо ли метать бисер...
-А. Кураев― Поэтому действительно было бы здорово, чтобы на всех изданиях, на всех рекламах,
всех вне-храмовых проповедях была бы торговая марка, что называется.-

-"Курица с "Эха"..."-

Точно! Кураев кормит PR блинами, и проверяет, яко пiхвазаглядач,
правильное расположение куриц. Очень либерастенькая реклама.
Это кстати применимо и посту жж Кураева о статусе Исакия в Питере.
Там уже свидомые, и всякий либерастный-толерастый дух отметился...
Михаил Евграфович, почти что на Эхе, рядом, что называется:)
"Как ни обширно кладбище, но около него ютится жизнь. История не останавливается оттого, что ничтожество, невежество и индифферентизм делаются на время как бы законом и обеспечением мирного человеческого существования. Она знает, что это явление преходящее, что и под ним и рядом с ним, не угасая, теплится правда и жизнь."
У нас 1000 лет не преходящее.
С тех пор, как Володимира на Рогнеду возбудило.

andrey_kaminsky

1 week ago

ora_lll

1 week ago

andrey_kaminsky

1 week ago

ora_lll

1 week ago

andrey_kaminsky

1 week ago

Раз, ушли рыбачить дети -
Вдруг с реки я слышу крик:
Тятя! Тятя! Наши сети...!!
В них попался Моби Дик!!!
Не так:

Прибежали в избу дети
И давай будить отца:
Тятя, тятя! Мы узнали
Все размеры ....еца!

execret

1 week ago

aka_fantomat

January 10 2017, 11:28:21 UTC 1 week ago Edited:  January 10 2017, 11:29:41 UTC

"Кирилл не пошел к памятнику расстреляным рабочим..." Стреляли кто? ВВшники наверняка. Т.е. госбезопасность - структура близкая к деятельности президента.
К вопросу о "Декамероне" и правильных переводах Священного Писания и Предания. Неправильные будут сжигать, а кто будет определять их "правильность"?

Рождественский
Гимн Амвросия Медиоланского (Ambrosius Mediolanensis, ок. 340-397)
(фрагмент)
HYMNUS IN ADVENTU DOMINI. Veni, redemptor gentium, Ostende partum virginis, Miretur omne saeculum:
Talis decet partus Deum." 5 Non ex virili semine, Sed mystico spiramine, Verbum Dei factum est caro.'
Fructusque ventris floruit. Alvus tumescit virginis, 10 Claustra pudoris permanent, Vexilla virtutum
micant, Versatur in templo Deus. Procedit e thalamo suo, Pudoris aula regia, 15 Geminae gigas
substantiae, Alacris ut currat viam.

Мой перевод:

ГИМН о Пришествии Господа.

Приди, Искупитель народов,
Явись рожденный девой,
Весь мир удиви:
Сие подобает рождению Божьему.
"Не от семени мужского,
Но от дуновения таинственного
Слово Божие стало плотью".
И Плод чрева расцвел.
Чрево девственницы вздулось,
Преграда целомудрия нерушима,
Хоругви добродетелей трепещут,
Насновывает в храме Бог.
Выходящий из Своей брачной ложницы,
Царского преддверия целомудрия,
Исполин двойной субстанции,
Радующийся, как он бежит своим путем.

Какой удивительный mystical eroticism!
Весьма интересна фраза Geminae gigas substantiae - "Исполин (гигант) двойной субстанции".
Концовка гимна связана с Пс. 18:6: "и той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь".
На русском языке (а также англ. и немецк.) есть несколько вариантов перевода этого гимна, но все они дают искаженное представление о нем, напр., не переводится вышеуказанная фраза, либо переводится как "исполин двойной природы". (Ненарокова М.Р. ПОЭЗИЯ СВТ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО: К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АМВРОСИАНСКОГО ГИМНА).
Разумеется, во всех имеющихся переводах выхолощен mystical eroticism сего прекрасного гимна.
К вопросу о "Декамероне" и правильных переводах Священного Писания и Предания. Неправильные будут сжигать, а кто будет определять их "правильность"?


Как кто?
Яровая и будет.

aba_g

1 week ago

ora_lll

1 week ago

aba_g

1 week ago

ora_lll

1 week ago

Deleted comment

Вспомнила бабка, как девкой была!

irina_khuhokova

1 week ago

alexanderdikiy

January 10 2017, 12:04:32 UTC 1 week ago Edited:  January 10 2017, 12:05:08 UTC

А не пора ли православным обнародовать список: а мы, православные, в это не верим... как? – Ну это для ...
"Так что посеяли озимые, пошли яровые, нормальный севооборот, сажать начали."

Пять с плюсом! :-D
Так вот о вашем ненавязчивом "мягком" лобби закона Яровой, Андрей (надеюсь, вы не обидитесь, если я в дальнейшем обращении к вам уберу приставку "отец"). Принимаем за константу, что вами движут именно благие намерения. Куда они приводят - другой вопрос. А пока я "по процедурному вопросу". Вопрос звучит кратко. Кто? Кто будет систематизировать "бренды" и определять, какие из них могут заниматься миссионерской деятельностью и нести свою правду людям, а кто имеет право выступать исключительно перед соседями в кухне?
Меня несколько поражает ваше однобокое видение на такое явление (сознательно не пишу "проблема", поскольку никакой проблемы я здесь не вижу). Вы здесь вещаете со стороны государства, что меня крайне удивляет. Тем самым вы подчеркиваете, что закон от Яровой возможно и идиотский, "но". Вот это "но" и выдает в вас то, что выстроено десятилетиями в сознании советских. Это раболепие перед чином государственным, перед решением державы. Оно сколько угодно может быть идиотским, "но". Крым конечно же аннексирован не по закону, "но". Церковь отделена от государства, "но". В общем, тут уместно "про трусы и крестик".
Маленькая притча.
У моей родни в Гродно жила по соседству прелюбопытнейшая тетка. В прошлом - абсолютный безупречный работник советской науки. Бесполое существо с прокуренным голосом и убежденным атеизмом в глазах. Эдакий Невзоров в юбке. Уж не знаю, что в ее жизни случилось, но тетка эта вдруг ударилась в религию. Причем прелюбопытнейшим образом. Год она посещала мечеть (в гродненской области небольшим анклавом где-то а районе Ивья когда-то осели татары), носила платки и длинные юбки, и рассказывала соседкам у подъезда (опять же - общественное место!), какая правильная религия ислам и как все должны всенепременно ее принять. Через год она вдруг стала кришнаиткой, опять же проповедую истинность учения Кришны. Дальше. Через пару лет она ударилась в православие, поехав чуть ли не на полгода по "святым местам" куда-то в северную часть России. Потом, увидев ее на воскресной мессе в костеле, у нас у всех молча "упала челюсть". Потом были свидетели Иеговы, потом еще какие-то старообрядческие культы. И фишка в том, что эта тетенька, будучи в момент своего пристрастия к православию, выцарапала вам глаза, если бы ее назвали "неправославной" или же "еретичкой". Причем о своих новых "духовных практиках" она всегда с упоением и неистовством неофитки рассказывала всем как она "верит", как "это ее", и как все должны последовать за ней. Я подозреваю, что у тетеньки просто было своеобразная симптоматика некоторых психических расстройств. Но читая вас, ваши предложения про идентификацию "от кого", я уже представляю, как "не по бренду взяв", несчастной впаивают "двушечку". Ибо не от себя, и не себе под нос, а от святого равноапостольного Кришны Андалузского вещает каналья, тем самым растлевая нежные души православных соседок.
Мартиросян/Харламов, исполняется на мотив "Моя бабушка курит трубку" И.Сукачева.

Моя бабушка продала квартиру
И дом под Воронежем наш.
Продала они все свои вещи
И старый отцовский гараж.
Она голову бритвой побрила
И под деревом месяц живёт.
И когда я к ней захожу на минутку,
Она странные песни поёт.
У неё ни черта не осталось,
У неё в кошельке три рубля,
Моя бабушка верит в Кришну,
В Кришну верит бабушка моя.
Вторая притча.
В протестантских церквях сильно такое движение как "евангелизация". Грубо говоря, когда подходит к тебе девушка и спрашивает "А верите ли вы в Бога?". Потом, если вам интересно, идут долгие беседы о том, как Бог любит нас. Если вам неинтересно, то все заканчивается так и не начавшись. Мой настоятель тоже по весне просит молодежь выходить в город с евангелизацией. Я не хожу - мне не хватает духа. Но однажды меня у метро встретил молодой человек и, спросив, есть ли у меня пару минут, задал вопрос: "Верите ли вы, что Бог любит вас, и умер именно за вас?". Эти слова звучали так привычно и так тепло, что я ответила ему что "Верю. Но так мало и так "неверно", что продолжаю каждый день распинать его своими грехами, дурными поступками, злыми мыслями". Зацепившись слово за слово, мы пошли пить чай в ближайшее кафе. Мы просидели с ним 4 часа. Он оказался евангелистом-пятидесятником. Их церковь устраивала мероприятия по евангелизации в этот день. Я не знаю, что понял он. Я лишь поняла в тот день, что Бог многогранен и вездесущ. Он может действовать не только в костеле или мечети. Он может быть и в кирхе и в синагоге.
На каком основании вы, ваш синод и ваши милоновы решили, что людям кто-то имеет право ограничивать свободу получения информации только лишь потому, что ваше мироощущение отвергает йогу и Блаватскую? Объявить, что "там Бога нет - там самозванцы и туда не ходить и этих посадить". "Бог только на улице Вишневой, 10" (у меня в храме), ну может, иногда бывает на Садовой, 15 (у священника, который мне импонирует). По большому счету мне все равно, в кого верят, кому молятся и как крестятся мордва, буряты и эрзя России. Я просто встречаюсь иногда с немногочисленными католиками из РФ. Они пожилые, в целом не совсем здоровые люди. Дети и внуки их уезжают оттуда. И одной из причин называют агрессивное обывательское отношение к католикам. Я смотрю, как католическая церковь Беларуси (как институт) подвергается гонениям со стороны государства. Как высылаются священники из страны по надуманным причинам, как возводятся разнообразные препоны для проведения крестных ходов, паломничеств причем в традиционно католические города и села.
У вас такая национальная игра, Андрей, - прыгать на грабли 30-х годов 20 столетия со всей дури?
По большому счету мне все равно, в кого верят, кому молятся и как крестятся мордва, буряты и эрзя России.

Это вам все-равно.

А нам еще надо в национальном единстве в виде козла (царь такой греческий) бороться с израильским овном (Даниил).

Здравствуйте, отец диакон! Почему Вы все время говорите, что тема о церковных причинах, навлекших ужас революции на Российскую Церковь является табуированной? Есть же статья свт. Игнатия Брянчанинова "О необходимости собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви", в которой он нелицеприятно описывает проблемы Церкви начиная от синодального периода... Какое отношение у современного священноначалия к данному труду свт.Игнатия? Или эта статья не благословляется к прочтению?

Мария Шатохина

January 10 2017, 15:51:06 UTC 1 week ago Edited:  January 10 2017, 15:51:29 UTC

Слушала этот эфир. Понравился момент, когда отец Андрей "развернул" Оксану Чиж с ее вопросами.
Неужели перед эфиром нельзя было заглянуть сюда, в ЖЖ собеседника, поинтересоваться, а ему что интересно? Может, есть новости, отличные от постоянно обсуждаемых на Эхе ? (тем более, что сама Оксана не "втанке" по поводу того, что происходит в РПЦ ) Так, для разнообразия, что бы передача была интереснее.
Видно, не судьба.

karpenko2000

January 10 2017, 18:23:18 UTC 1 week ago Edited:  January 10 2017, 18:26:40 UTC

Вообще, удивительно, что православные (хорошо образованные богословы) вновь и вновь рассматривают "непогрешимость" как "безгрешность"

Это незнание или лукавство?!

"Непогрешимость" в данном случае означает НЕ отсутствие грехов, а отсутствие ПОГРЕШНОСТЕЙ в суждениях

И правильнее переводить это на русский язык не как "непогрешимость", а как "безошибочность" (цитирую по прочитанной мною ещё 20 лет назад книге русского католического священника, князя Волконского "Католичество")

также куча ссылки есть даже в википедии "Непогрешимость папы римского"
ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D1%8B_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
_______________________________________________

Хотя лично я, конечно, не верю ни в безгрешность, ни в безошибочность римских пап

Просто не пойму, для чего лукавить с переводом и манипулировать оттенками смыслов?
Вообще же по поводу данного и других длинных текстов - много букв, как говорят в интернете (долго читать)

Автор, если вы хотите отзыва читателей блога - давайте конкретные факты, более короткие отрывки

(это моё мнение, ИМХО)
Не позорьтесь:)

karpenko2000

1 week ago

Anonymous

January 10 2017, 19:52:50 UTC 1 week ago

Дык, ы, в Декамероне много чего невыдуманно-неопровержимого понаповествовано. В частности о том, как один прохиндей на спор канонизовался...
Касаемо же темы несомненности и необходимой достаточности предлагаемого критерия, то а не рассмотрим ли мысленный эксперимент. Тук-тук, мир вам, я не от организации, каждый из нас проводит лишь одиночные пикеты, как сугубо частные лица и блогеры, и хотели бы с вами побеседовать о чистоте веры, ведь мы просто верные, понимающие веру во вскмилостивого и всемилосердного буквально и просто: грохнт побольше неверных--и угодишь. Кому или куда? Естественно, в рай; ведь не хочешь же ты, как лох, размениваться на мелкорутинную помощь всем тем непотребных, кого можно просто грохнуть ввиду их неполного соответствия твоим чистым, элитным представлениям.

Ну, или как-то грубее, напористее для приезжих либо, напротив, рафинированней для варькарауловых с пятью высшими на всю голову и прочие части, отзывчивые к проповеди. Ну, вот же, человечек просто ведет индивидуальную беседу, не нарушая авторского права и не злоупотребляя франшизой. Или именно в оном злоупотреблении есть нечто предосудительное, в остальном же--"чистому чисто" ? Ща лыбу доулыбаю, а там и прочие умильные эмодзики довключаю.
отец Андрей, доктрина папской непогрешимости не так то давно и появилась, в 1846 году. а итальянцы в те времена боролись за воссоединение страны, к которому Папство относилось скорее отрицательно и даже стояло на пути.
кстати, у меня теоретический вопрос, хотя кто знает какие теории когда станут практиками--даже Иисус предупреждал, что придёт как ночной тать, когда никто не ждёт--вобщем так: если бы, к примеру, из-за коррупции или ещё чего, патриарх Кирилл ушел бы в оставку, кто бы, по-вашему, мог его сменить, подобно тому как Бергольо сменил Рацингера?
"хорошо бы помочь людям ориентироваться в потоке религиозной информации, которая обрушивается на них. И поэтому попробовать если не ликвидировать, то хотя бы ограничить феномен анонимной конфессиональности"

А разве сам Бог не аноним, не апофатичен? Лурк: "Бог — самый эпический анон в истории. Множество людей верят в то, что его вовсе даже не существует, настолько продвинутыми средствами маскировки обладает данный персонаж.
Вклад: сотворил мир ради лулзов и периодически его троллит самыми разнообразными способами. То, что Бог является анонимусом, как бы говорит нам о том, кто в первую очередь попадет в рай."

"Это когда человек идет на какое-то приглашение, призыв, а он не знает, кто его зовет. То есть объявлен «вечер христианской музыки». А кто это? Может, иеговисты, а может быть православные, может, католики. Название слишком общее маскирующее. Или «Духовный центр». Какого он «духа»? Про что он?

Поэтому действительно было бы здорово, чтобы на всех изданиях, на всех рекламах, всех вне-храмовых проповедях была бы торговая марка, что называется. Как производитель указывается на любом товаре, на любой книге указаны издательство и типография, точно также и здесь чтобы было указано, собственно говоря, чью позицию представляет данный носитель текста. По-моему, это нормально. Чтобы у читателя-слушателя была возможность хоть какой-то контекст узнать."

Сейчас в эпоху интернета контекст узнать можно в один клик. Хотя дезы в сети тоже хватает.
И всё равно опасность волков в шкурах остаётся даже при проверенной торговой марке. Да и как узнать грехи или тайный криминал отдельно взятого прихода или священника?

Действительно, похоже что, саньяси ЧСМ, Шрипад Бхакти Ашрая Данди Махарадж выступал под своим мирским именем Дмитрия Угая. Но есть и противовес - например саньяси другой кришнаитской организации, ОСК, выступая на Эхе 4 января мирское имя называть отказался ("его нет") и даже по желанию Нарышкина показал паспорт РФ с именем Уттама Шлока (Слуга Божественной Поэзии). Так что повсюду либералы и консерваторы - баланс сохраняется.







Те, кто не писал доносов, вполне солидарно жили,по рассказам родственников.
И наоборот: кто солидарно живет - тому незачем писать доносы. А так-то и среди апостолов Иуда был, но это ж не отменяет их солидарности.Хотя, конечно, разногласий тоже хватало.

Ну и папская непогрешимость - она ж вроде только вероучительная? Или раньше она по-другому понималась?
Чему удивляться поведению и поступкам патриарха,если он чистейшей воды политик,а не пастырь. По этому поводу приведу слова сказанные
40 лет назад,новоизбранному 1-му секретарю Свердловского обкома КПСС,Б.Н.Ельцину;...после тебя будет большой экономический кризис,следом за ним придёт НОВЫЙ патриарх,который будет более политик,чем пастырь.... Чему мы все свидетели и сделать с этим явлением
ничего не можем.Надо принимать как должное и не удивляться его высказываниям.