диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Афон и немецкие подлодки

... Основная причина убыли русских иноков заключается в их мобилизации на фронт. По аналогичной причине возросло число греков: на Афоне скрывалось множество дезертиров, выдававших себя за монахов.

... Русское правительство также включало Афон в сферу своих интересов, видя в нем форпост российского влияния в Средиземноморье. Таким образом на русских монахов возлагалась (и они с этим соглашались) вполне светская задача политического характера. Так что, говоря о вовлеченности в политику греческих монахов, поставивших служение интересам нации выше, чем служение Богу, мы не должны забывать, что и русское монашество также было причастно к политике.

... Германофильски настроенные монастыри на одной из возвышенностей поставили телеграф, обслуживающий центральные империи. Около двух монастырей была замечена световая сигнализация, служащая маяком для немецких подводных лодок, кроме того было обнаружено почти 500 ружей, 130 тыс. боевых патронов, револьверы, динамит, пулеметные ленты и др. виды оружия и боеприпасов, а в Ватопедском монастыре – электростанция и база для снабжения подводных лодок. Даже в самом Протате, глава которого просил из уважения к нему как к высшему духовному лицу на Афоне не производить обыск в здании Протата, было обнаружено 125 винтовок и 45 тыс. патронов. Вся эта информация была получена в ходе занятия Афона франко-русским союзным отрядом 3 января 1917 г. Поведение монахов в отличавшихся германофильскими настроениями Зографском, Ватопедском, Иверском и Ставроникитском монастырях было взято под контроль.

Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг по материалам русских дипломатических источников // Вестник архивиста. 2002, № 1.

http://www.pravmir.ru/afon-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/

«Столь же дружно действовали греки и болгары в гнусном деле снабжения припасами германских подводных лодок. Особенно видное участие здесь приняли болгарский монастырь Зограф и греческий Ватопед. Оба монастыря имеют свои удобные пристани («арсаны»), и оба в течение веков пользовались русскими милостями"
(П. Троицкий Павел. История русских обителей Афона в XIX–XX веках)

Кроме того, в Ватопедском монастыре была обнаружена система сигнализации, служащая маяком для немецких подводных лодок, проложенная инженером–немцем за несколько лет до этого. Там же находилась электростанция и база для снабжения подводных лодок... Всего на Афоне было изъято в греческих обителях 200 винтовок и около 30.000 патронов. Но по сообщению от 21 января/3 февраля 1917 года начальника франко-русского отряда в греческих монастырях было захвачено 477 винтовки, столько же штыков, 130000 боевых патронов. Найдены были револьверы, пулеметные ленты, динамит, бикфордовы шнуры, детонаторы для динамита и даже револьверные пули «дум-дум». Около двух греческих монастырей военными патрулями была замечена световая сигнализация. То есть Святая Гора была превращена на время войны в военно-диверсионный центр.
(П. Троицкий. Борьба Филофеевского монастыря с русскими келлиотами на Афоне по материалам Архива Внешней Политики
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:dl_whNo-IZIJ:www.isihazm.ru/%3Fid%3D384%26iid%3D1683+&cd=10&hl=ru&ct=clnk&gl=ru


«Отношения между монахами греческих, болгарских и русских скитов в последнее время сильно обострились. Особенно нестерпимым стало положение русских монахов, которым приходилось подвергаться агрессивным выступлениям болгарских иноков Зографского монастыря. В одном из последних столкновений монахи Андреевского скита были прогнаны со своего участка земли в Кавале, причем около десяти русских монахов при явном попустительстве греческой администрации были объявлены военнопленными. Греческая администрация явно благоприятствовала немцам. Останавливающиеся у Афона германские подводные лодки находят радушный прием и производят фуражировку на острове".

(Положение на горе Афон // Душеполезный собеседник. 1918. № 2. С. 52).
https://unotices.com/book.php?id=176376&page=13


***
Во время Второй Мировой:


Во Святой Горе, 13/26 апреля 1941.

Его Превосходительству
канцлеру славного Германского государства
господину Адольфу Хитлеру

В Берлин

Ваше Превосходительство,

С глубоким почтением нижеподписавшиеся представители двадцати священных царских, патриарших и ставропигиальных монастырей Святой Горы Афонской, имеем исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству с горячей просьбой соблаговолить взять под свое высокое личное покровительство и попечение священное сие место, игуменами и представителями коего мы являемся, наследуя в этом основателям и благодетелям Священного этого места – византийским императорам и их преемникам.

Особенный и автономный строй священного сего места, бывший предметом обсуждения и решений различных международных договоров, был под конец огражден ст. 62 Берлинского договора 1878 г., следующего содержания: "Монахи Св. Горы Афонской, какова бы ни была страна их происхождения, сохраняют свои владения и прежние права и будут пользоваться без всякого исключения полным равенством прав и преимуществ".

Целью и назначением подвизающихся во Святой Горе монахов, независимо от места их происхождения и национальности, на всем более чем тысячелетнем протяжении жизни Святой Горы является сохранение, преуспеяние и обеспечение священных её обителей, возделывание посредством неутомимого трудолюбия подвизающихся в ней монахов церковной и классической письменности, аскетическая жизнь и непрестанная молитва о мире всего мира.

Сохранение этого строя автономного монашеского государства, совершенно удовлетворяющего всех подвизающихся во Святой Горе православных монахов независимо от национальности и соответствующего их цели и назначению, просим и молим горячо, Ваше Превосходительство, взять под свое высокое покровительство и попечение.

Царя царствующих и Господа господствующих от всей души и сердца умоляем даровать Вашему Превосходительству здравие и долгоденствие на благо славного германского народа и подписываемся с глубоким уважением.



/Подписи и печати 20 Монастырей/
http://www.bogoslov.ru/text/3918865.html

"Вот ссылка на старые кадры, в которых запечатлелся момент посещения нацистскими офицерами русского Пантелеимонова монастыря: первая ссылка, вторая ссылка. Стоит обратить внимание на то, что монах, который проводит для фашистов экскурсию и показывает им портрет Гитлера (расположенный, кстати, в самом почётном месте http://foto-history.livejournal.com/8085786.html), есть не кто иной как известный богослов о. Софроний Сахаров. Меня тут не интересует нравственная оценка действий Кинота Просто я, наконец, нашёл объяснение, почему некоторые монахи после войны покинули Афон и переехали в Европу. Речь идёт об в первую очередь об о. Софронии Сахарове и будущем еп. Василии Кривошеине. Оба впоследствии никогда не говорили об истинных причинах оставления Афона. Об о. Софронии принято было говорить, что он поехал в Европу якобы для того, чтобы издать книгу о старце Силуане. Но, во-первых, зачем ехать издавать книгу в Париж, когда была возможность издать её, не покидая Афона? Во-вторых, почему было не вернуться обратно после издания? Говорят ещё о якобы необходимости поправить здоровье и т.п. Но истинная причина оставления Афона о. Софронием заключалась не в книге и не в здоровье. Дело в том, что в Греции сразу же после второй мировой войны началась своя гражданская война между демократами и коммунистами. После войны вся территория Македонии, и Афона в том числе, оказалась под властью коммунистов. Коммунистическое правительство судило всех граждан Греции за сотрудничество с фашизмом: большинство рядовых граждан были посажены в тюрьму или расстреляны. Русским монахам повезло — их просто депортировали из страны. Хотя надо сказать, что Василий Кривошеин отсидел несколько месяцев в тюрьме и только по ходатайству англичан перед сменившим коммунистов демократическим правительством Греции его освободили и разрешили переехать в Англию, но об этом он никогда впоследствии не упоминал (эти подробности мне известны из воспоминаний одного греческого профессора, которые возможно скоро будут опубликованы на русском языке). Вот такая история с изгнанием русских иноков с Афона. Да, и ещё: братия Пантелеимонова монастыря послала в свое время Гитлеру поздравительную телеграмму по случаю его успехов в завоевании Советского Союза. Не надо думать, что греческие монастыри этого не одобряли — такова была идеология компромисса. Зато фашисты первыми проложили на Афоне дороги и провели электричество".
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2838.0


Германские офицеры в зале для приемов в «Царском архондарике». Август- сентябрь 1941 г. Второй справа на фото -- монах Василий Кривошеин.

Не только в Пантелеимоновой обители, но и во многих афонских монастырях были вывешены фотографии или рисованные портреты Гитлера. Большой портрет в виде картины висел в монастыре Ксиропотам, его фото представлено в книге, подготовленной членами немецкой экспедиции (4). В греческих монастырях изображения Гитлера даже сопровождались такой надписью: «О Адольф о мегас василиас» («Адольф-великий царь»). Греки-афониты, да и не только они, cчитали фюрера своеобразным «борцом-рыцарем» с «безбожием и большевизмом».
http://ruskline.ru/analitika/2015/08/13/potaennaya_stranica_v_istorii_russkogo_svyatopanteleimonova_monastyrya_na_afone/


Гитлер 29.06.1942: "если монахи с горы Афон вдруг объявят его преемником византийских императоров, то это надлежит немедленно пресечь".
("Застольные разговоры Гитлера" http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/piker-genri/zastoljnie-razgovori-gitlera)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →