диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Колокольня Ивана Великого. Почему?

Я привык думать, что "Великая" она по величине. А "Ивана" - от храма Иоанна Лествичника у ее основания.

Но точно ли это так? До достройки Борисом Годуновым колокольня была не так уж и велика.

Секрет ее прозвища может быть связан с событиями светской жизни:

в 1505 году старая церковь Иоанна Лествичника была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III.

А вот Ивана Третьего как раз и звали Иваном Великим.


Контр довод:
"О названии «Иван Великий».
«Колокольня Ивана Великого» — неправильное название. По-настоящему мы должны называть эту церковь-колокольню просто «Иван Великий». Это наименование встречается в документах — в ладанных книгах, например, — уже в 30-е годы XVII века. И связано оно не со святым, а с самой колокольней. В сакральной топографии Москвы есть особый тип названий, которые образуются либо от характеристики места, на котором стоит храм, либо от качеств самого храма. Например, в Китай-городе есть церковь Никола Красный Звон, или, как она называлась в XVI веке, Николо-Хорошая Колокольница. То есть существовало представление о достоинствах колокольни, которое дало наименование ее храму. В случае с Иваном Великим происходит сакрализация размеров, поскольку Церковь Иоанна Лествичника была самым высоким сооружением Москвы на протяжении нескольких столетий.
А.Л.Баталов, доктор искусствоведения"
http://belltower.kreml.ru/index.php?p=belltower&s=facts_and_fictions

То есть надо бы установить: именовалась ли эта колокольня Великой до годуновской достройки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments
М Е С-Щ тоже владеет темой:
"Проходя мимо памятников, надлежит, замедлив шаги, изобразить на лице восторженность. Если же, по причине охлаждения лет или вследствие долговременной и тяжелой болезни, восторженность представляется трудно достижимою, то заменить оную простою задумчивостью. Как восторженность, так и задумчивость будут в сем случае служить доказательством твердого намерения обывателя уподобиться сим героям, дабы впредь проводить время так, как оные при жизни своей проводили, за что и удостоены от начальства монументов."

« Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин »
Мы смотрим, жизнью недовольны,
Москву окидывая взглядом,
И на высотку колокольни,
И на провалы власти -- рядом.
Собянину задача— переплюнуть Ахмат-тауэр, построив Владимира Великого выше.

https :// ru. m. wikipedia. org /wiki/ Ахмат-тауэр
"сакральной топографии Москвы"

есть даже жанр такой, городской реальный фантази :)))