диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О репутации патриарха или Береги честь смолоду

КОСМА II АТТИК, патриарх Константинопольский (кон. апр. 1146 — 26 февр. 1147).

До избрания на Патриарший престол был диаконом в составе клира Великой церкви; известен образованностью и аскетической жизнью.

Возведен на престол после отречения патриарха Михаила II Куркуаса с одобрения имп. Мануила I Комнина. Вместе с тем многие кпльские церковные чины выступали против Космы, т. к. в предыдущие годы он был уличен в том, что поддерживал контакты с неким монахом Нифоном, осужденным за богомильство в 1144 г.

В начале 1147 г. Косма выступил с обвинением в ереси в адрес клирика Льва Иканата, который был близок ко двору влиятельного севастократора Исаака Комнина, брата императора. В ответ партия противников Космы дала ход делу о связях патриарха с Нифоном, и вскоре имп. Мануил потребовал созыва Собора для суда над Космой.

В феврале 1147 г. Кпльский Собор провел допрос Космы и его обвинителей.

Влияния ереси на богословские взгляды Космы участниками Собора не было выявлено. Тем не менее Косму низложили, поскольку это скандальное дело негативно повлияло на репутацию патриарха.


Православная Энциклопедия. т.38. М., 2015, с. 222.

***
Версия Правэнциклопедии заставляет тревожиться за друга Джуны...

***
Более старый вариант:

"Историк Никита Хониат повествует: «Косьма был до того сострадателен к людям, что и верхнюю и нижнюю одежду со своего тела, и льняное покрывало со своей головы отдавал бедным и не только сам раздавал свое имущество, но и других побуждал помогать нуждающимся». Но этим и ограничивались достоинства патриарха. Едва ли он имел хоть какое‑нибудь образование.

Кроме того, Косьма не имел никакого понятия об осторожности и благоразумии, качествах, необходимых в его положении, так что в короткое свое патриаршествование сумел сильно себя скомпрометировать в глазах византийского общества. На свое несчастье, Косьма вошел в тесные, самые дружественные связи с одним монахом, по имени Нифонт, сближение с которым сделало патриарха притчей во языцех и разрешилось низвержением патриарха с кафедры.

В правление Косьмина предшественника, патриарха Михаила, открылось, что Нифонт был приверженец богомильской ереси: подобно другим представителям богомильства этого времени, он отвергал таинство Евхаристии, почитание Св. Креста и икон, порицал употребление в пищу мяса, молока и вина, утверждал, что только в монашестве Можно найти спасение, допускал, что женщины–диакониссы имеют право принимать деятельное участие в богослужении, например, читать Евангелие и пр. За все это Нифонт и другие богомилы подвергнуты осуждению на соборе при патриархе Михаиле. Нифонт был лишен бороды, простиравшейся у него до земли, и заключен в так называемую патриаршью тюрьму.

Лишь только Косьма взошел на патриаршью кафедру Константинополя, он отворил двери темницы, где заключен был осужденный собором монах. Новый патриарх объявил соборное осуждение, произнесенное на Нифонта, незаконным и несправедливым. Нифонт свободно начал появляться на улицах столицы, собирал вокруг себя множество народа на площадях, ничего не хотел делать, кроме распространения своего учения. Сам патриарх души не чаял в Нифонте: он поселил его на патриаршем подворье, сажал его с собой за стол, вел с ним бесконечные беседы. Словом, по замечанию Киннама, «Косьма чуть не боготворил расстригу». Понятно, что такое поведение патриарха производило скандал. Осужденный еретик оказывается вдруг самым близким человеком к патриарху! Многие доброжелатели Косьмы приходили к нему с тем, чтобы убедить его отказаться от связей с Нифонтом. Они говорили патриарху: «Что это значит, святейший пастырь, что ты вверился волку? Разве не знаешь, что за это нехорошо посматривает на тебя паства? Расторгни гибельную связь». Но Косьма ни на что не обращал внимания. Он пренебрегал укоризнами, не хотел покидать Нифонта, что ни вышло бы из этого. Вскоре скандал разросся до грандиозных размеров. Чтобы положить конец народному говору, император Мануил приказал схватить и снова заключить Нифонта в тюрьму. Патриарх так был поражен этим, что в первую минуту беспрекословно повиновался царю. Но когда стражники увели Нифонта, Косьма почувствовал себя глубоко потрясенным разлукой со своим другом. Он устремился вслед за арестованным и не помня себя хотел отнять его силой у конвойных.

Понятно, что победа осталась не на стороне патриарха… Тогда Косьма пошел по стопам Нифонта и вызвался лучше разделить с ним темничное заключение, чем лишиться сообщества своего друга. Историк замечает, что эта выходка патриарха «произвела в Церкви волнение». Это и понятно. Но на этом не кончилась история Косьмы. Для прекращения церковных смут император Мануил собрал собор в Константинополе, на котором присутствовал и Косьма. Император обратился к членам собора, епископам, с вопросом: как они смотрят на Нифонта? Ответ получился единодушный: все они объявили его нечестивцем. Тогда Мануил обратился с тем же вопросом к самому патриарху: «А ты, владыко, как думаешь об этом человеке?». Косьма в ответ произнес длинное похвальное слово Нифонту, открыто называл его мужем неподражаемо добродетельным. Выслушав эту речь, собор вскричал: «Косьма недостоин оставаться патриархом!». Мануил согласился с этим, патриарх был низвержен. Оставляя залу соборных заседаний, патриарх бросил порицание на собравшихся: он назвал себя Лотом, которому пришлось жить среди Содома…

Лебедев. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века.



***
Именно эта замятня в кпльском патриархате позволила поставить Климента Смолятича киевским митрополитом без согласования с Кплем. Это сомнительное поставление Климента делало его малоавторитетным пастырем в глазах многих киевлян. И это не позволило ему остановить расправу киевлян над князем Игорем Ольговичем (http://www.pravenc.ru/text/293519.html)...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments