диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Из митрополитов - в священники

Кпльский собор 809 года постановил Иосифа, архиепископа Солунского, низложить до степени пресвитера.

Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 51

О том же тот же автор - в Прав. энциклопедии. т. 46. с. 107. Статья "Михианская схизма".

Вина Иосифа в том, что он, полгода гостя в столице у своего брата, преп. Феодора Студита, ни разу не сослужил с патриархом.

При этом оба брата признавали св. Никифора как своего патриарха. Хотя и не были согласны с тем, что патриарх реабилитировал священника Иосифа Кафарского.

Тот венчал предыдущего императора Константина Шестого вторым браком после развода с Марией, внучкой Филарета Милостивого (и хотя Феодор и Иосиф были родственниками новой императрицы Феодоты, они принципиально выступили против этого брака).

Возможно, к Иосифу Солунскому было применено 8-е апостольское правило:
"Если епископ, пресвитер, или диакон при совершении приношения не причастится: пусть представит причину, и если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал Приношение".

То есть уклонение гостящего архиерея от сослужения с местным епископом было истолковано как обвинение гостем хозяина.

(тут я не соглашусь с Афиногеновым, который полагает, что основой для приговора послужило 20-е правило Трулльского собора http://www.pravenc.ru/text/578451.html)


Независимо от степени вины и невиновности архиеп. Иосифа, само его наказание необычно: не лишение священства вообще, а лишь лишение архиерейства. По канонам при проигрыше сгорает вся сумма всех хиротоний.

Об этом более раннее, нежели Трулльское 29-е правило 4 Вселенского собора: "Епископа низводити на пресвитерский степень есть святотатство. Аще же некая праведная вина отстраняет его от епископского действа: то не должен он занимания и пресвитерского места. Но аще без всякие вины отстранен от своего достоинства: то да будет восстановлен в достоинство епископства".

И вопреки этому именно 20-е правило Трулльское говорит "да престанет от епископства, и да совершает дела пресвитерства".

Противоречие этих правил Зонара объясняет тем, что 29-е правило касается преступления, требующего извержения из епископского сана (то есть, вообще из священного достоинства, включая и пресвитерское, и дьяконское), а 20-е говорит о случае, когда епископ не допустил греха, возбраняющего ему священство, а только своеволие...

Через два года тот же патриарх при новом императоре снял наказание с архиеп. Иосифа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →