диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Тверская беседа

11 ноября в Твери должна была состояться встреча с протодиаконом Андреем Кураевым, известнейшим православным миссионером, писателем и богословом. Встреча в книжном магазине «Фолиант» планировалась как презентация книг и автограф-сессия. Однако внезапно книжный магазин отменил мероприятие. Оказалось, что приезда о. Андрея ужасно боится Тверская митрополия.

Встречу тверских читателей с Кураевым организовать все же удалось, не без участия газеты «Караван+я». Она прошла в конференц-зале гостиницы «Волга». На самом деле говорил отец Андрей о самых невинных вещах: своем учебном пособии для преподавателей ОПК и родителей младшеклассников - как говорить с детьми о религии, о своей книге про булгаковского "Мастера и Маргариту" и своем видении мировоззрения Булгакова, о новой книге "Женские вопросы к православию". Слушателей интересовали самые разные темы. От основного вопроса христианства – кто же в конечном итоге спасется? - до оценки отцом Андреем современного состояния монашества. Поговорили о возможности женского священства, о том, являются ли человеческие традиции, изобретенные относительно недавно, частью православного вероучения, или все же нет.

Отец Андрей Кураев на своем блоге много пишет о проблемах Тверской епархии, и буквально недавно он рассказал о скандале, разразившемся после официального визита тверского духовенства во главе с митрополитом Виктором в Казахстан. Но во время встреч с тверитянами он принципиально эти темы не поднимает. Не говорил он о них два года назад, когда мы приглашали его выступить. Не говорил и сейчас. Зато в интервью, которое мы взяли у него перед лекцией, оценки происходящему дал самые жесткие.

- Отец Андрей, что это была за история с отменой вашего выступления в магазине «Фолиант»? Как такое могло произойти
- Расскажу, как все начиналось. Сейчас меня издают светские издательства, и одно из них, издательство «Проспект», специализирующееся по выпуску учебников для высшей школы, уже издало несколько моих книг: о «Мастере и Маргарите», «Дары и анафемы», «Женские вопросы к Церкви». Это первое в моей писательской жизни издательство, которое активно занимаются моим промоушеном, продвижением моих книг по книжным сетям. Во всех крупнейших магазинах Москвы и Петербурга уже были презентации моих книг. Залы были полны, общение содержательно, количество книг, проданных за вечер, - близким к рекордным показателям. И теперь в крупнейших региональных центрах пробуют реализовать аналогичную программу.
В Твери тоже договорились о такой встрече. В принципе, известно об этом было давно. Но судя по всему, деятели из Тверской епархии не читают местные новостные ленты, зато отслеживают мой блог.

- Ну и слухи в газете «Караван» почитывают.
- В общем, когда у меня появилось объявление, что я буду выступать в Твери, то в тот же день там завелась какая-то паника. И кто-то из епархии (судя по всему, это был иеромонах Дионисий Батраев) начал обзванивать губернские или городские административные структуры с требованием объявить Тверь «закрытым городом». Насколько я понимаю, это даже не был личный звонок митрополита губернатору или директору книжного магазина. Все происходило на каком-то более низком уровне. И это тем более удивляет: как же мало надо этим чиновникам, чтобы они обосрались! Стала ясна цена их совести, цена их чести, их уважения к закону.
Я же не экстремист и мои книги и лекции далеки даже от политики. Одна из книг, которые были готовы к презентации - это моя книга для родителей по поводу преподавания Основ православной культуры в школе. Кстати, эта книга написана по заказу Издательства патриархии и официально рекомендована ее министерством образования. Вместо спокойного философского и культурологического разговора епархии на голом месте создали скандал. Магазин отказался от встречи, снял экспозицию с моими книгами и даже отказался повесить объявление о переносе встречи.
Но скандал не в этом. И не во мне. В России запрещаемый писатель в конце концов оказывается выигрыше. Скандал получился именно политическим.
Если областные руководители так легко нарушают законы из-за каприза и по звонку просто любовника местного митрополита – значит, именно таким им представляется политический тренд современной России. Им кажется, что они просто обязаны прогибаться под любые капризы церковного официоза.
Многие годы я верил, что патриархия хоть чему-то научилась за годы гонений и потому не собирается становиться госструктурой, «ведомством патриотического исповедания». Мне говорили, что тенденция именно такова. Я отрицал. Прежде всего для того, чтобы хотя бы в такой форме напомнить патриархии о норме отношения церкви и светского государства. Но жизнь предъявила мне слишком сильный аргумент. Когда в 2014-м после давления патриарха Кирилла на администрацию президента оттуда надавили на ректора МГУ Садовничего, и на этом окончилось мое четверть-вековое преподавание в университете… При этом даже спустя три года, буквально на прошлой неделе студенты философского факультета подошли ко мне с предложением: «мы готовы собрать деньги и оплачивать вам ваши лекции для нас»…
Если из государственного университета преподавателя увольняют по инициативе патриарха – это какой у нас строй в стране? Если в частном книжном магазине отменяют презентацию книг по звонку из епархии в администрацию – это ж какие «понятия» подменили у нас закон?
Этот случай обнажил не только потрясающий правовой нигилизм чиновников тверской администрации (как светской, так и церковной). Он явил еще и отсутствие у них умения хоть чуточку предвидеть. Может быть, они привыкли, что на местном уровне любые их виражи и капризы не критикуются. Скажешь в такой-то школе отменить такой-то урок - его отменят и не пикнут. Но я же от них не завишу! Местные могут молчать, но почему они решили, что буду молчать я?

- Отец Андрей, вы стали первым, кто начал вскрывать внутрицерковные проблемы. Но за вами подтягиваются другие - появился сайт «Ахилла», где идет активное обсуждение бед и духовенства, и мирян, накопившихся за последние 25-30 лет. Поколение, которое тогда прошло в Церковь на волне мобилизации интеллигенции, уже немолодо, многие оказались у разбитого корыта. Судьба простого российского священника очень печальна – и пожаловаться ему некому. Прихожане воспринимают его как существо из иного измерения, общение с коллегами часто может оказаться токсичным. Браки, часто заключенные непосредственно перед рукоположением, только чтобы стать священником, дают сильные трещины, и получается, как говорил мой покойный друг протоиерей Алексей Расев, скончавшийся год назад, не дожив даже до 50-ти лет, что «враги человека – домашние его»…
-Давайте не будем тянуть одеяло на себя. Это общая проблема больших корпораций в нашей стране. У нас есть отдельные отдушины, где маргиналы могут потрындеть о том, что им кажется не так в обществе: «Эхо Москвы», «Новая газета», и так далее. Но чего нет радикально, так это «профсоюзных» площадок. Таких форумов, на которых люди с общей судьбой и общими интересами могли бы честно говорить о своих корпоративных проблемах. Например, мне до сих пор не удалось найти ни одного честного учительского сайта, где бы учителя честно говорили бы о том, как их достали бесконечные перестройки программы, отчетность, идеологичность и указания из Министерства образования. Я специально искал такие сайты, потому что учителя работают по моему учебнику, и мне хотелось найти их честный разговор, который ведется в тайне от начальства, о том, что реально происходит на их уроках с моими учебниками. Не удалось! Степень запуганности учителей не меньше, чем степень запуганности духовенства. Думаю, что в РЖД у железнодорожников отнюдь не меньше проблем, человеческих трагедий и так далее, «сапсаны» по многим судьбам проехались… Но нет железнодорожного «Ахиллы», сайта, где люди пусть и ушедшие из монополии, но сохранившие живую повседневную связь со своей системой, выносили бы какой-то инсайд, неофициальные данные. Нет такой курилка, где не просто матюгаются, а размышляют, пытаются понять, что не так в движении наших поездов и в отношениях их миллиардеров-владельцев и полунищих сотрудников. То же самое молчание у газовиков. У меня знакомый на днях вернулся с Крайнего Севера; его компания занимается добычей газа: условия жизни рабочих тяжелейшие. Но нигде нельзя прочитать, как реально живут рабочие, какой ценой достается этот газ и нефть…

- Священник в глазах обывателя - это такая сакральная фигура. Другие могут уволиться, а у него это не работа, а судьба.
- А куда уйдет машинист электропоезда? У них тоже монополия, частных электропоездов в стране нет. Так что тут ситуация похожа на ситуацию со священниками.
Я ведь не меняю тему разговора, просто для меня это принципиальный тезис. Я уверен: в Церкви могут быть позитивные перемены только вслед за тем, как в России появятся живые профсоюзы. Сама церковь не улучшит ни себя, ни страну. Какая-то гуманизация, очеловечивание внутрицерковной жизни и отношений могут быть только следствием глобальных перемен в общественном климате. Когда к нам придет западный образ жизни, пусть с опозданием на два столетия…. Впрочем, уже пора гворить не «коглда» , а «если». Лет десять назад казалось, что это неизбежно, но нынешний китайский вектор российской политики может привести к тому, что Россия будет ассимилирована Китаем, так и не попробовав жизни в настоящей западной демократии… Так вот, добрые перемены возможны только в одном случае: если мы станет, как американцы, обществом сутяжников, людей, при каждом конфликте прежде всего звонящих каждый своему адвокату и выясняющих отношения между собой в судах, а потому боящихся друг друга, боящихся выйти в отношениях за рамки протокола. В том числе, таких отношениях, как начальник-подчиненный, епископ со священниками, священник с прихожанами. У каждого человека должна быть очень чуткая кожа, повышенная чувствительность к тому, где границы моей частной жизни.

- Сейчас есть такая тенденция к смычке чиновничества и православия. В Тверской области она особенно четко прослеживается - нынешний губернатор Игорь Рудня очень православный, первый, к кому он приехал, прежде чем начать исполнять свои обязанности, был владыка Виктор.
- Если ваш губернатор действительно был бы православным христианином, он бы погнушался сближаться с митрополитом Виктором. Я думаю, что он изучал вопрос, и знает, кто такой митрополит Виктор - у губернаторов обычно много каналов информации. Поэтому, судя по всему, православных убеждений там нет. А есть поиск сиюминутной выгоды.

- В «Москве 2042» Владимира Войновича, если помните, описывается общество «победившего коммунизма», где религию разрешили, сделали государственной, а верить в Бога было запрещено, можно было верить только в государство и его лидера Гениалиссимуса. Там еще такой отец Звездоний присутствовал, в последствие ставший мучеником за эту странную веру.
- Боюсь, что к этому мы стремительно движемся. У наших верхов есть какая-то своя религия, которая заставляет вспоминать один старый анекдот. Умирает вождь некоего африканского языческого племени, его наследники стоят вокруг смертного одра, он обводит угасающим взором собрание, и говорит: «Дети мои, об одном умоляю вас. Бойтесь христиан, их Бог прощает им все». Бог митрополита Виктора, по убеждению митрополита Виктора и его окружения, прощает им все. В том числе и гомосексуальные эксгибиции типа той, которой они отметились во время своего недавнего визита в Казахстан.

- Да, получился международный скандал. Какие-то оргвыводы сделаны по его следам?
- Для меня эта тема очень важна тем, что она поднялась без меня. Есть официальное сообщение, исходящее не от меня: рапорт секретаря Астанайской епархии. Согласно этому рапорту к семинаристам, детям местного священника, приставали участники тверской делегации иеромонахи Иаков Степкин и Герман Фесенко. Я же стою в стороне и наблюдаю. Мне в свое время люди из Патриархии говорили: «Отец Андрей, зачем ты пишешь об этих вещах, передавай информацию нам - мы разберемся». Вот информацию вам передали. Где результат? В Москве сейчас в одном из монастырей подобная история происходит. Что называется, «с поличным» взяли благочинного этого монастыря. И опять прошло столько времени - и тишина. Более того, монахи в этом монастыре теперь говорят: «А ничего не было, потому что Кураев об этом ничего не написал». Да я же специально не писал, чтобы увидеть, как работает ваш кишечник без моего слабительного. Как и ожидалось, обнаружился глухой запор. Кстати, в медицинских текстах Аристотеля он обозначался термином «ипостась».

- Про иеромонаха Иакова (Степкина), постоянного персонажа на вашем блоге, отправленного якобы на исправление в Нило-Столобенскую пустынь, на местном осташковском сайте вообще недавно написали, что он - «торжество православия». Митрополит Виктор называет его лучшим священником епархии, и требует, как говорят, убрать руки прочь от отца Иакова.
- Почему же «руки прочь»? Есть официальные показания 15-летнего тверского подростка о том, что отец Иаков был совсем не против, чтобы он к нему прикасался.

- Не смешно, а очень печально все это. Как вы думаете, что в такой ситуации должны делать мы, простые прихожане, чтобы избежать принятия таинств от недостойных священников.
- Изучать. Вы же изучаете, в какую школу, к какому учителю отдаете своих детей. Спрашиваете, у какого врача безопасно лечиться. То же самое касается духовной жизни. Освятить машину и просто бездушно-материальный предмет может любой священник. Но если речь идет о вашей душе, то лучше подумать, к какому человеку вы идете на исповедь и чьи советы собираетесь исполнять.

Беседовала Мария Орлова
https://www.facebook.com/orlovamariy/posts/1406990166086831?pnref=story.unseen-section
http://www.karavan.tver.ru/news/22763
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →