диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Как празднуется?

Слушали:

Представленный Преосвященным Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем Отдела внешних церковных сношений, следующий акт от 24 ноября 1991 года:

«Мы, нижеподписавшиеся члены клира Свято-Успенского кафедрального собора г. Смоленска: протоиерей Михаил Васильевич Горовой, священник Иоанн Федорович Божелко, диакон Алексий Николаевич Сологубов, иподиаконы Привалов Николай Алексеевич, Соловьев Андрей Викторович, Дашин Игорь Анатольевич, Подкаменный Виктор Тимофеевич, в присутствии правящего архиерея митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла перед Святым Евангелием и Честным Крестом Христовым присягаем о нижеследующем:

22 ноября, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница», богослужение совершалось в Одигитриевском приделе Свято-Успенского собора. Во время запричастного стиха священник Иоанн Божелко с диаконом Алексием Сологубовым, совершавшие Божественную литургию, обнаружили на иконе Божией Матери «Казанской», стоящей на горнем месте, слезу, истекавшую из правого глаза. Истечение слезы продолжалось до начала вечернего богослужения. Перед началом службы настоятель собора протоиерей Михаил Горовой ватным тампоном снял с иконы слезу. В это время алтарь наполнился благодатным благоуханием, что ощутили все находившиеся в алтаре».

Постановили:

1. Признать происшедшее в смоленском кафедральном соборе событием сверхъестественным, которое следует понимать как знак особой Божией милости, даруемый всем нам, проходящим через тяжкие исторические испытания.

2. Благословить совершение молитвенного воспоминания этого события 22 ноября по новому стилю в качестве местночтимого праздника.

Журналы заседаний Синода 25-27 дек 1991 // ЖМП 1992, № 3 Официальная часть. с. 9

***

уже писал тут:
http://diak-kuraev.livejournal.com/1328924.html

Толкование, которое предписал Синод этому чуду, не менее чудесно.

Священным Синодом по докладу митрополита Смоленского Кирилла было указано считать происшедшее "сверхъестественное событие" знаком милости Божией и благословением.

К кому эта милость - к человечеству, к Советскому Союзу, исчезнувшему через три дня после решения Синода, или лично к Смоленскому митрополиту Кириллу, осталось неясным. Но если это действительно знак милости к кому бы то ни было - стоит только радоваться.

Сложность, однако, в том, что в церковной традиции сложилось прямо противоположное понимание подобных чудес:

если Божия Матерь плачет - значит, дела настолько плохи, что лишь совместный с нею покаянный плач Церкви и всего народа сможет устранить разросшуюся вне всякой меры духовную язву. Достаточно вспомнить слезы иконы Божией Матери "Знамение" в 1170 г., истекшие, когда стрела суздальцев, осаждавших Новгород в очередной междоусобной смуте, вонзилась в её лик.

Слезы Божией Матери для Церкви - всегда знак, предупреждающий о беде. Использование же его в политических или карьерных целях как-то не ком иль фо.

Может, Смоленская Матерь Божия плакала о циниках из Синода?

Кстати, с той поры Синод больше не признавал никаких чудес. Такая избирательность дает пищу для размышлений.


***
Иду на сайт смоленской епархии, и вижу, что там забыли постановление синода:
http://smoleparh.ru/rubriki/novosti/page/159/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments