диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Антиминсы УПЦ



Скажите, а есть в УПЦ антиминсы, начинающиеся без упоминания имени патриарха, но с упоминанием имени киевского митрополита не как киевского правящего епископа, а как кириарха?

***

А вообще то, что епископ выдает антиминсы "с благословения" это нонсенс. Его "освящающая" власть вполне автокефальна и не знает высшей над ним инстанции.

Не-нонсенс это лишь на католических (униатских) антиминсах с их формулой "Божиею милостию и святаго Римскаго апостольского престола благодатию акой-то епископ"

В Эрмитаже находится антиминс 12 века с надписью: "освящен архиепископом Новгородским по повелениею епископа Ростовского" (т.е. для ростовской епархии)

(детективную историю о нем см.
http://www.zagraevsky.com/antimins.htm . Впрочем, вся она строится на придании старорусскому слову "повелети" его узкого современного значения)

***
На антиминсах, при указании, каким местным архиереем освящен храм или антиминс, присоединялось указание, что архиерей совершал освящение с благословения высшей церковной власти. В бытность такой власти в лице митрополита, требовалось, чтобы имя митрополита было на антиминсе. В жалованной грамоте (1449—1460) митрополита Ионы на наместничество Киевской Митрополии сказано:

«Наместник Киевский по благословению нашего смерения и по заказанию, должен есть всяка церковнаа и духовная дела управляти, колика сила; и Христовы Божия церкви святыми антиминсы новоставленныя освящати, а ветхая подтверждати, с именем нашего смерения, в славу Божию и в богомолье Великого Короля и Великого Князя Казимира Королевича, и благородных и благоверных князей и княгинь, и панов и всего купно великаго православия, по доволу всяко божественных и священных правил и церковнаго правилнаго и нашего дохода» (Акт. Ис-тор. Т. 1, № 48, с. 97).

Во время патриаршества епископы получали от патриархов дозволение давать антиминсы, что было обозначаемо в настольных грамотах. Епархии уменьшались, увеличивались, вообще изменялись по распоряжению патриарха; посему, по воле его, власть епископа к постройке церквей, к выдаче антиминсов прекращалась в той местности, которая была взята патриархом из-под управления его, и приобреталась в той, которая присоединялась к его епархии На этом основании, на антиминсах было обозначаемо, что они освящены с благословления патриарха. В дошедших до нас многих антиминсах этого времени видим имя патриарха вместе с именем местного архиерея.
Впрочем, находятся антиминсы времен патриаршества и без имени Патриарха.

В чине освящения храма, находящегося в Греческом Требнике Гоара, сказано: «Антиминсы прежде освящения отрезываются, сшиваются, моются; после же сего (освящения) ничего такого и подобнаго не совершается над ними, но только надписывается: жертвенник святаго N, освященный Митрополитом N, месяца N, года N. Если же освящается в городе (Константинополе), то прибавляется: во время N, святейшаго православнаго Патриарха» (EòxoXoy. Goari ed. 1647 an., p. 844).

Позднее: "Повелением Государя нашего Петра Великаго и благословением Святейшего Синода священнодействован преосвященным..." И лишь в конце 19 века " повелением" было заменено на "при державе".

(свящ. Константин Никольский. Об антиминсах православной русской Церкви. Спб., 1872).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments