диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Суррогатное материнство в Ветхом Завете

Сторонники «суррогатного материнства» утверждают, что эта биотехнология имеет аналог в священной библейской истории.

По их мнению, именно таковы были отношения Аврама с Сарой и Агарью (Быт. 16) и Иакова со своими женами Рахилью и Лией и их служанками Валлой и Зелфой (Быт. 30).

Прежде всего таких толкователей надо предостеречь от вкусового отношения к текстам Ветхозаветного Священного Писания. Им по душе такое поведение этих героев книги Бытия. Но иные читатели, вдохновленные столь буквальным переносом парадигм из древности в современность, могут предложить актуализировать иные эпизоды ветхозаветной истории и законодательства – например, народный самосуд с казнью за прелюбодеяние, гомосексуализм, колдовство, аборты (Левит, 20).

Не все практики и нормы Ветхого завета, тем более те, что предшествуют даже появлению законодательства Моисеева (а именно их и описывает книга Бытия) обладают непреходящим значением.

Описанная в книге Бытия архаичная практика рождения служанками детей от их хозяина для их хозяйки не повторяется нигде на дальнейших страницах библейской истории. Отдают ли себе отчет такие «подражатели» Библии, что в качестве примера они избирают события, относящиеся к 17 столетию до нашей эры?

Данные эпизоды прежде всего предлагают модель неравноправно-полигамной семьи: у одного мужа несколько жен, причем с заведомо разными правами (собственно жена и рабыня).

Сходство этих отношений с СМ весьма натянуто:
1. Никому из библейских персонажей не делали ЭКО.
2. Никто из положительных героев Библии не отрекался от своего ребенка и не продавал его.
3. Связь детей и их матерей не разрывалась. Нигде в Писании не видно, чтобы женщины-заказчицы впоследствии и в самом деле считали детей, рожденных их служанками, своими. Дети, рожденные служанками пусть и по просьбе хозяек, во всем дальнейшем повествовании именуются детьми именно своих матерей: «Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего» (Быт. 37,2). «Это сыны Зелфы; она родила их Иакову шестнадцать душ… Это сыны Валлы, она родила их Иакову всего семь душ» (Быт. 46 18-25). «Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил» (Быт. 16,15); «Сарра сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее» (Быт. 21,10).

И, когечно, не надо путать усыновление чужого ребенка и суррогатное материнство. Нет греха в том, чтобы две женщины по взаимной договоренности считали одного и того же ребенка своим и равно по матерински относились к нему. Грех состоит в отлучении выносившей и родившей женщины от ее ребенка. Ничего подобного упомянутые библейские истории не описывают.

Кроме того, сторонники суррогатного материнства в своих псевдо-богословских упражнениях уверяют, будто всякое репродуктивное событие есть проявление прямого благословения Божия. Это не так. Есть люди, рожденные в результате изнасилования. Конечно, и такие дети дороги Богу. Но то изнасилование, которое дало начало их жизни, было бы некорректно расценивать как «Божие благословение», а насильника воспринимать как исполнителя воли Бога. Православное богословие в таких случаях различает волю Бога (которая всегда блага и свята) и попущение Божие, то есть ситуацию, когда действие злой человеческой воли не пресекается Богом, но терпится Им (см. Климент Алекс. Строматы кн. 4,12,36-38).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →