диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

После Комиссии

Главное - на комиссии не было вот этого:



Не было угроз ("сана лишим!").
Не было пугания канонами (напротив, было сказано , что мы не каноническая комиссия и толкованием канонов не занимаемся).
Не было призыва прекратить блогерскую деятельность.
Не было перескакивания с темы на тему "а еще вы вот тут то-то написали!".
Не было "заготовок", которыми можно было бы меня ошарашить.
Не было допытывания, откуда у меня та или иная информация.
Не было даже слов о неразглашении хода дискуссий на Комиссии.

Беседа скорее была пастырская, чем "дисциплинарная".

****

Написал - и вспомнил:

"На заседании Учёного Совета Московской духовной академии обсудили акцию феминисток в Храме Христа Спасителя 21 февраля и последовавшие за ним комментарии профессора МДА протодиакона Андрея Кураева, сообщает сайт МДА. В ходе дискуссии члены профессорско-преподавательской корпорации МДА выразили несогласие с первоначальной поспешной оценкой акции о.Андреем как допустимой.

Комментирует прошедшее заседание протодиакон Андрей Кураев.

Не было ничего похожего на советские товарищеские суды или парткомы. О том, что вопрос о моем комментарии относительно выходки в храме будет поставлен, владыка ректор честно предупредил меня за несколько дней – так что это не было подковерной интригой.

Поначалу я сомневался, входит ли обсуждение внеучебной деятельности преподавателя в компетенцию Ученого совета, но потом понял, что вопрос ставится ректором, который является не частным лицом, а архиереем Церкви Христовой, к тому же — викарным архиереем моего правящего епископа — Патриарха Кирилла. Поэтому владыка Ректор в полном праве предложить мое высказывание к обсуждению как наедине (и такая беседа у нас была еще до Совета), так и в присутствии коллег. Поэтому сам факт такой беседы меня нисколько не смущает и не обижает.

Надо отметить, что в одной из самых первых реплик протоиерей Максим Козлов сказал очень верные слова — что мы не должны вести дискуссию так, чтобы это хоть чем-то напоминало наше недавнее советское прошлое. Эта позиция отца Максима была всеми расслышана — впрочем, мне кажется, с самого начала общий настрой был очень мирным. Было понятно, что мы единоверцы, у нас общая вера и общие святыни, в число которых входит и храм Христа Спасителя, поэтому отношение к собственно самой акции этих феминисток у нас было общее, поэтому оно даже не стало предметом обсуждения.

Итак, вопрос моральной квалификации действия перед нами не стоял, правовая квалификация — вообще не наша компетенция. Также у нас с самого начала был проговорен консенсус о том, что агрессивные мечтания некоторых православных блогеров в гораздо большей степени вредят Церкви, чем сама выходка. Соответственно, вопрос был в том, насколько пастырски приемлемо или нет было мое суждение в самый первый день (последующие мои высказывания не обсуждались).


http://diak-kuraev.livejournal.com/294764.html?nojs=1

Но потом начальство потребовало - и все равно уволили...

***

Чем завершилась Комиссия?
Не знаю. Протокол, резолюцию, рекомендации они вырабатывали потом и без меня.
Тем более не могу знать, какова будет реакция Патриарха.

***
Прот. Борис Пивоваров напомнил на заседании Комиссии, что я еще в 2011 году голосовал против проекта документа "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви".
Это и в самом деле так: http://diak-kuraev.livejournal.com/164926.html.

С той поры я много раз выступал против обращений в суды по поводу "оскорбленных религиозных чувств". И один из основных моих аргументов звучит так:

Чувства - это реальность весьма субъективная. Проверке со стороны они не подлежат. Единственный в мире эксперт в области моих чувств - это я сам. Если я самым спокойным тоном говорю, что мои чувства возбудились - никто не в состоянии замерить, насколько серьезно они возбудились и сколь обоснованно они это сделали.
Это означает, что судебная инстанция становится заложником истца и понуждается автоматические вставать на защиту эксгибитора своих чувств.
И вот пришло время мне самому испытать неотвратимость этого асфальтоукладчика.

Скажу так:

1. У меня не было намерения нанести личное оскорбление митрополиту Тихону.

2. Если, несмотря на то, что представитель владыки прот. Пивоваров назвал мои личностные заметки о митрополите "мелкими придирками", высокопреосвященный Тихон все же счел себя "досажденным" (причем до такой степени, что даже на Страстной седмице помышлял об этом), то я считаю своим человеческим и христианским долгом попросить у него прощения. Простите, Ваше Высокопреосвященство, и помолитесь о мне, недостойнем!

3. Состава поминаемого в новосибирских исках вменяемого мне 55 апостольского правила я тут все же не вижу.

"Алфавитная синтагма" Матфея Властаря поясняет сие правило так:

"НАЧАЛО БУКВЫ Y
Жестокая обида определяется или лицом, или делом, или местом:
лицом - когда будет причинена начальнику или патрону;
местом - когда причинена на зрелище, в виду всех;
делом - когда будет нанесена и рана или будет ранено лицо.
Таковые, если они знатные, или на время ссылаются, или подвергаются некоторым лишениям; а если свободные, но простые, - то наказываются палочными ударами, а если рабы, - то наказываются плетьми и отдаются господину.
Если кто во время совершения божественных таинств или других святых служб, вошедши в святую церковь, причинит что-либо обидное епископу, или клирикам, или иным низшим служителям церкви, - повелеваем подвергать такого тяжелому наказанию и посылать в заточение; а если произведет замешательство в совершении и самых божественных таинств и службе, или воспрепятствует совершать их, в таком случае подвергать смертной казни; то же самое должно быть соблюдаемо и при общественных молитвах, при которых бывают епископы или клирики, чтобы, если кто-либо причинит только обиду, был подвергаем наказанию и ссылке, а если прервет молитву, был подвергаем смертной казни".

Как видим, речь идет о хульном нападении на епископа при совершении им его епископских Богослужебных полномочий. Я никоим образом не мешал вл. Тихону совершать Богослужения.

Кроме того, это правило все же говорит об отношении клирика к своему епископу. Я не клирик Новосибирской епархии. Более того, в те дни апреля 2015 года, когда я находился на ее территории, я не давал никаких критических отзывов о ее клириках и возглавлении.

Вряд стоит понимать 55 правило расширительно. Если сказать, что оно берет под защиту от критики и жестких оценок всех епископов как таковых, то тогда
а) надо сжечь чуть ли не все книги по церковной истории, ибо историки часто дают очень нелестные личностные характеристики епископов былых столетий.

б) надо запретить критику епископов других поместных церквей.
Призовет ли таком случае церковный суд к ответу автора вот таких оценок действующего вселенского Патриарха:

"Патриарх Варфоломей является сомнительной личностью. Закрадывается вопрос: можно ли его именовать православным христианином? Напомню, что он сослужил с иудеями, называя их старшими братьями, и католиками. Патриарх Варфоломей является прожженным экуменистом, готовым на все согласиться. По некоторым данным, он является членом масонской ложи. Отступничество Первоиерарха Греческой Церкви потрясает и заставляет задуматься. Что ждать от Собора, который возглавит экуменист, человек без догматических православных принципов, попавший под всевозможные православные канонические прещения?! Как сказал А.С.Хомяков: "Если в человеке живет Дух Святой, тогда он ищет правды Божией, а если нет, то, какой бы сан он ни носил, пребывает вне Церкви. Такие люди превращаются в злейший вид фарисеев и саддукеев, которые творили беззаконие и дела тьмы, прикрываясь законом"".
Иерей Алексий Мороз
http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/26/vsepravoslavnyj_sobor_v_stambule_sorvan/

4. Как ни странно, пример игнорирования 55 правила дает сама Новосибирская епархия:
Само правило опирает себя на слова апостола: "правителю людей твоих да не говори зла" (Деян. 23:5).

Но вот в 29 марта 2015 года в Новосибирске проходит митинг «Защитим святыни – Спасём Россию». В заключение митинга была принята резолюцию, которую зачитал протоиерей Александр Новопашин: «Участники митинга… выражают крайнюю степень возмущения бездействием Губернатора и Правительства Новосибирской области, Мэра г. Новосибирска».
http://www.kurer-sreda.ru/2015/03/31/176026

Вдруг Губернатор обидится? Суд должен будет согласиться с его чувствами...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 280 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →