"Послания Климента Александрийского к Феодору"
Сам его текст тут:
http://predanie.ru/lib/book/69135/#toc103

Неудобство его в том, что в этом письме Климент цитирует кусок Тайного Евангелия.
«И подойдя, Иисус откатил камень от двери гробницы. И войдя, немедленно протянул руку находившемуся там юноше и поднял его, держа его за руку. Ученик же, взглянув на Него, возлюбил Его и начал умолять Его быть с Ним. И выйдя из гробницы, они пришли в дом юноши, а он был богат. И спустя шесть дней, Иисус сказал ему, что он должен сделать. И когда наступил вечер, юноша пришел к Нему, в одной плащанице, накинутой на голое тело, и остался с Ним в ту ночь, так как Иисус учил его тайне Царства Божия. И встав, Он вернулся на другой берег».
Этот кусок Климент признает подлинным, но сурово предостерегает своего корреспондента, Теодора, от вставки, которую сделали гностики-карпократы. Саму вставку Климент не приводит, а опровергает ее так: «Но слов «голый с голым» и всего остального, о чем ты писал, здесь нет».
Возможно, это просто отголосок древней крещальной практики, описанной Климентом Римским:
"После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». И, таким образом, пусть представляет его обнаженным епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит. Диакон тоже пусть спустится с [крещаемым] таким образом в воду"( Апост. предание 21,11).
Некоторые историки полагают, что "таким образом" означает - тоже обнаженным.
(см. https://books.google.ru/books?id=7oMjCgAAQBAJ&pg=PA239&lpg=PA239&dq=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%84%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%83&source=bl&ots=5qo0pXuerj&sig=R2pCbl68Eg6MU9mcYkeVwgzS1L0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjWo9fAgqzJAhVBpSwKHRviBfAQ6AEITTAJ#v=onepage&q=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%83&f=false)
А, может, это начало того гностического гомопредания, которое и сегодня доживает свой век в наших монастырях (см. http://diak-kuraev.livejournal.com/969222.html?page=1).
Впрочем, сама Юлия Латынина склонна считать, что все это "письмо" является фейком.
Но меня заинтересовало вот что:
"томик Игнатия Антиохийского передали в Православный Греческий Патриархат, умоляя сделать химический анализ чернил, который только один бы позволил подтвердить или опровергнуть подлинность письма. У Патриархата был дивный шанс разоблачить Мортона Смита. Но перепуганные иерархи — правильно! — вырезали страницы из тома «для сохранности», после чего те испарились в неизвестном направлении".
Открываю другой рассказ о епископате совсем другой православной старны - и вижу, что его реакция на проблемы в общем аналогична:
"Идеология играет с церковью плохую шутку - она норовит подменить собой собственно учение церкви - Евангелие. И соблазн этот бывает весьма велик - священнослужители, проваливая христианскую миссию, пытаются компенсировать это поражение на гражданском поприще.
Еще одна общая болезнь, разъедающая и церковь, и государство, - голод кадров вообще и элит в особенности. С церковными элитами дела обстоят даже хуже, чем со светскими, потому что в замкнутых системах кризис всегда более ощутим, чем в открытых. Если ротация светских элит возможна хотя бы теоретически, то с церковными все безнадежно. "Князья церкви" впускают в свой круг тех, кто этому кругу соответствует. И вся власть в церкви - даже там, где сохранилась практика поместных соборов, принадлежит архиерейским собраниям. Это характерно и для православных, и для католиков.
В нашем случае олигархическая форма правления целиком соответствует архиерейской власти в церкви.
Дефицит кадров - прямое следствие проблем с образованием. Так же, как наши властные элиты, большинство священнослужителей не могут похвастаться интеллектуальными достижениями. А те, которые могут, как правило, ничего не решают. Потому что в церкви как иерархической организации до сих пор сохраняется недоверие к "слишком умным". Традиция начальственной нелюбви к умным сотрудникам вполне советская. И пока светские фирмы перерастают этот пережиток, в церкви он чувствует себя так же комфортно, как и в государственной бюрократии.
Результатом низкого образовательного уровня становится затрудненная коммуникация - как внутри церкви, между ее "социальными стратами", так и с внешним миром. То есть проблема непонимания комплексная, но в конце концов все упирается в интеллектуальную скудость. Потому что именно страх перед трудными вопросами и неумение отстаивать свою точку зрения - корень зла институтов, молящихся на дисциплину и ритуал.
Церковь в этом контексте находит для себя спасение в эзотеризме и учительстве. То есть она исходит из того, что имеет авторитет априори. И право говорить свысока - соответственно. Но в обществе, где горизонтальные связи играют все большую роль, все "вертикальное" вызывает инстинктивное недоверие. Здесь не существует авторитета априори, авторитета институтов и званий. Вместо него есть авторитет мнений. А этот авторитет нуждается в постоянном подтверждении. То есть, проще говоря, за внимание реципиента нужно бороться каждый день. Причем именно бороться. "Давить авторитетом" в нашу информационную эпоху бесполезно и даже вредно. Но для того чтобы в условиях информационного перенасыщения бороться за души, нужно очень многое знать и уметь. То есть все снова упирается в вопрос подготовки кадров".
http://www.dsnews.ua/politics/pochemu-ukrainskie-tserkvi-zastryali-v-sovke-16112015070600
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →