диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О генезисе Петрова поста

Совсем уж раскольническая "Руская народная линия" имитирует научную полемику со мной.

Почему я так резко говорю об этом сайте? Потому что его политика – это индустрия страха. Это бесконечное запугивание самих себя и своих читателей. Это постоянное провоцирование волн ненависти, подозрительности и осуждения. Вот и в этом случае из-за повторения апостольского принципа «ядущий да не осуждает неядущего» (и наоборот) эта полицейская линия стала провоцировать своих собеседников и читателей на крайне раздраженные комментарии. Они даже не поняли, что своей волной осуждения и возмущения они нарушили столь якобы ценимый ими пост в гораздо большей степени, чем человек, который просто кушал в эти дни сосиски.

Итак:

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/diakon_vladimir_vasilik_andrej_vospolzovalsya_destruktivnym_i_moshennicheskim_sposobom/
Отец Владимир, что за издевательский тон?
«Он такой просветитель-популяризатор-журналист, и, наверное, ему некогда учиться. Допускаю, что в библиотеке Духовной Академии руки у него до Скабалановича не дошли, но в 1995 году Михаил Скабаланович был переиздан».
Именно читаный и чтимый мною Скабалланович (с двумя л) и дает информацию о том, что петров пост – установление отнюдь не апостольских времен. «Кроме среды и пятницы и пасхального поста других постов еще не существовало» – это о 3 веке (стр 123)
Вот цитируемые им Египетские каноны 3 века: «не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после 50-цы (у Скабалановича с. 127)
Там же можно встретить ту же мысль в изложении св. Ипполита Римского:
«Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на засчитывается. Если же кто будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы» (см. также: св.Ипполит Римский. Апостольское предание. // БТ-5. М.,1970. с.293. При этом этот же памятник продолжительность пасхального поста определяет всего в два дня. Соответственно, во весь период 50-цы считался невозможным пост по средам и пятницам.
В 3 веке и в принципе не могло быть никакого «петрова поста», схожего с нашим, по той причине, что в то время в Церкви еще не было практики многодневных постов (о чем см. в статье священномуч. Илариона Троицкого «Пост и постное»).
Так что Петров пост – это пост а) поздний, не-апостольского происхождения б) факультативный в) компенсаторный - для тех, кто не постился перед Пасхой.
В 4-5 веках в Иерусалимской церкви, по словам аквитанской паломницы, «со следующего дни 50-цы все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные» восстанавливается и обычное богослужение. «После нее (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления», предписывают Апостольские Постановления. Т.о. теперь же получил начало Петров пост, в качестве торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной отмены их (с. 296).
Диакон Владимир справедливо усматривает фиксацию зарождения традиции петрова поста в «Апостольских постановлениях»: ««После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, что вы и веселились о даре Божием и постились после послабления», предписывают Апостольские постановления. Это 5 Книга Апостольских постановлений, глава 19». На самом деле это глава 20, но дело не в этом. Открыв «Православную энциклопедию», можно убедиться в том, что сам текст «Апостольских постановлений» сегодня не считается ни апостольским, ни даже имеющим отношение к Клименту Римскому, ни к 3 веку, а составлен он неким антиохийским арианином около 380 года.
Ну, и насчет квадризимитов. "Мы, согласно преданию апостолов, соблюдаем один 40-дневный пост, они устраивают три 40-дневных поста в год, как если бы три Спасителя пострадали" (Иероним. Маркеллу. Послание 39 // Творения ч.1. с. 215).
Диак. Владимир решил попенять мне за мою ненаучность. Но научно ли вообще разражаться статьей по поводу телепередачи, которую он сам не видел и основываться лишь на чьем-то пересказе? А если бы он видел передачу, то знал бы, что в ней я говорил именно о 3 веке и цитировал выше приведенные тексты… Знал бы, что я говорил о том, что "копился аскетический духовный опыт Церкви", а не "всяческий духовный опыт".
Что же касается обвинения меня в протестантизме – это не очень адекватно: пересказывать мне главу «История после Христа: растрата или накопление» из моей же книги «Протестантам о православии». Надеюсь, у ученого диакона Владимира нет сомнения в том, что хотя бы эту книжку я прочитал.


***

Просто в подборку суждений на эту тему:

http://www.pravpost.org.ua/page.php?id=198

Святейший Патриарх Сербский Павел
Пост в Православной Церкви
(Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»)

ВОПРОС: От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви доверено разработать тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». В разработке этой темы, говорят, участвовали и Вы. Но среди верующих ходят слухи, что в связи с этим Вы предложили некоторые из существующих постов отменить, некоторые сократить, а в некоторых разрешить «пост на молочной скоромной пище». Ради выяснения истины в этом деле, надеюсь, что Вы ответите на данный вопрос.

ОТВЕТ: Это правда, что несколько лет назад я, по поручению Священного архиерейского синода, разрабатывал тему с вышеупомянутым названием.
Сохранение неизменным того, что Церкви как неизменное передано, не означает мертвенности, окаменелости, поскольку способ изложения неизменных истин в новое время может и должен быть новым, а также их введение в жизнь всегда означает «новую тварь», облечение в нового человека, созданного по Богу (2 Кор. 5, 17; Еф. 4,24).

Так и в деле поста имеется одна сторона, доступная для изменений и доверенная Церкви, чтобы она ими руководила. Эта сторона связана с продолжительностью поста и родом пищи, которую во время поста можно употреблять; ведь история Церкви в разных странах на протяжении времен содержит определенные различия. Даже пасхальный пост, самый древний из всех многодневных, в конце ІІ и начале ІІІ веков не всюду исполнялся одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают “один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день”. Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой Ириней. В середине ІІІ века имеются сведения, что этот пост длится целую седмицу, а святой Афанасий Великий (+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е Апостольское правило устанавливает общеобязательность этой четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу на протяжении года 4 .

Точно так же было и с тремя остальными многодневными постами. Они появились не сразу в той продолжительности, которую имеют сейчас. Еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, “ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи” 5 . Об Успенском посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего святого Саввы, ХІІІ века.

Также и насчет пищи, которая употреблялась в пост, не существовало изнально единообразия во всех частях Церкви. Некоторые соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д.
На основании этих принципов я в упомянутой работе сделал заключение, что позиция Сербской Православной Церкви на Всеправославном соборе по вопросу поста должна быть такой:

1. Пост – это божественное установление и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не может быть споров.

2. Церковь Христова как “столп и утверждение истины” всегда была вправе принимать общеобязательные решения о продолжительности постов, равно как и о пище, которая в постные дни может употребляться.

3. Пост в среду и пятницу, засвидетельствованный во времена самой глубокой христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м Апостольским каноном и утвержден авторитетом VI Вселенского собора 10 , остается безусловно и далее.

4. Великая четыредесятница, также предписанная 69-м Апостольским каноном, остается безусловно в целости: первая седмица – без елея , а также Великая 11 . В остальные седмицы: среда и пятница без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться так, как было доныне – соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную.

Разумеется, для больных, для беременных и кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые работы и для престарелых, пусть остается так, как предусмотрено сейчас – елей и рыба.

1. Учитывая, что еще в ХІІ веке Рождественский и Апостольский посты были короче, что церковнославянский Типикон указывает, как некоторые Уставы предписывают начало Рождественского поста 10 декабря 12 , а также в Х V веке и 20 декабря, при том, что никакое общеобязательное решение Церковью о продолжительности этих постов не принималось, то если такой вопрос будет поставлен, считаю, что наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров – одну. Успенский пусть останется таким, каков есть, с разрешением елея, как это сказано о Великом посте. Для монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас, и отно c и тельно пищи.

2. Поскольку Шестой вселенский собор выразил православную точку зрения, что в пост не могут употребляться сыр и яйца, считаю, что при всем этом необходимо остаться, в противном случае это бы означало, что Вселенский собор принял ошибочное решение и что Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его исполняя. А это бы идейно и практически означало уклонение от православной позиции, с чем клир, монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.

3. В связи с тем, что сейчас распространенным стало крещение взрослых, следовало бы, конечно же, и для таких случаев установить обязательный пост одно- (или двух- , трех-) дневный для того, кто принимает крещение, для священника, который совершает крещение, а также для родственников и знакомых крещаемого, если они этого хотят.

4. Что касается тяжелобольных, особенно в случаях болезней, когда нельзя употреблять пищу иную, нежели молоко, мясные бульоны и т.п. – например, после операций на желудок, кишечник и др., если такие операции должны быть сделаны во время поста – считаю, что здесь не будет неуместной аналогия с грудными детьми, которые питаются материнским молоком и физиологически не могут принимать иную пищу, так что от них и невозможно требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви следовало бы занять позицию, чтобы таких больных освободить от поста, пока не выздоровеют. Без желания быть «строже, чем закон, правильнее, чем правила и больше, чем заповеди» (святой Григорий Богослов), а также и милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по данному вопросу следовало бы принять определенное решение ради успокоения совести и верующих, и врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час смерти нельзя позволять никому оскоромиться, то есть употреблять мясо, все-таки является мнением, которое нигде не подтверждено прямым решением Церкви.

То же самое относится и к отдельным категориям работающих в химической промышленности , где необходимо ежедневное употребление молока с целью предохранения от отравления.

1. Нужно бы также рассмотреть вопрос о посте военнослужащих и участников военных действий. Ясно, что они не могут продолжительное время поститься из-за своеобразных условий жизни даже в состоянии мира. Считаю, что после краткого, в два-три дня, поста они могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую Пятницу и Великую Субботу.

2. Я придерживаюсь также мнения, что следовало бы принять определенное решение, с какого возраста надо поститься детям – конечно же, смягченным постом, с употреблением елея и рыбы.

Вот какова позиция, изложенная мною в работе о посте, на упомянутую тему, для Великого Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни слова об отмене каких-то постов, а тем более о разрешении поста «на белых (молочных) продуктах», чего Православная Церковь никогда не знала. Думаю, что люди, приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали это не злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя представить единственными охранителями Православия, а по причине неосведомленности либо легковерности.

Октябрь 1984 г.

Перевод с сербского Ивана Чароты

1 См. : Гласник, 1976. С. 12-19; Гласник, 1978. С. 91-94.

2 Слово о посте… // Творения… С.- Петербург, 1981. Т. ІІ. С.82.

3 Там же. С. 77.

4 Ср.: Гласник, 1976. С.13.

5 Атин. Синтагма. Атина, 1854. Т. IV . С. 488. «Ежели кто постится и более семи дней, – продолжает Валсамон, – пред праздником Святых апостолов и перед Рождеством Христовым, будь то постится добровольно, будь то по предписанию ктиторского Типикона, не посрамится”. Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй, пришли прежде всего в отдельных монастырях, по предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ. Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а некоторые от 20 декабря (Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон нистион. Атина, 1956. С.12).

6 Ср.: Гласник, 1976. С.14.

7 Разумеется, это наказание предусматривалось для тех, кто из еретических соображений не постился (Ср.: Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. І. Н.Сад, 1895. С.45).

8 Милаш. Указ. с оч. ІІ . С.534.

9 Ср.: Гласник, 1976. С.17.

10 Ибо 2-м каноном этого Собора провозглашена общеобязательность Апостольских правил.

11 Для монахов первый день без пищи и воды – которые могут, и до среды, – а так же и Великий пяток.

12 Ср.: 14 декабря о начале поста второе «Зри».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 220 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →