диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Термоядерный митрополит или О том, что благочестие уму не научает

Если в лице и устами Чаплина Московская Патриархия свой этический каминг-аут совершила лишь 10 дней назад (http://diak-kuraev.livejournal.com/1015654.html), то РПЦЗ это сделала много раньше.

И что позорнее - устами не пьяного циника, а "великого подвижника и молитвенника", "блаженнейшего аввы" митрополита Анастасия:


"... Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле: они обладают такою разрушительною силою, что в один миг могут обратить большие пространства в сплошную пустыню. Все готов испепелить этот адский огонь, вызванный самим человеком из бездны, и мы снова слышим жалобу пророка, обращенную к Богу: “Доколе плакати имать земля и трава вся сельная исхнет от злобы живущих на ней” (Иерем. 12, 4).
Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняют его, и вместе с ним все пороки, преступления и страсти, какими они оскверняют землю.

Представьте себе, чтобы современные Калигулы и Нероны, все тираны, развратники, убийцы не поражались бы смертью: жизнь на земле стала бы невыносимой, превращаясь в преддверие ада. Есть непреложный божественный закон, по которому зло само в себе несет свое возмездие. “Плодом греха, – говорит св. Григорий Богослов, – была смерть, пресекающая грех, дабы зло не было безсмертным”.

Но вы скажете, что истребительный меч смерти падает не только на развращенных и злых, но и на людей добродетельных, и даже святых, и на последних даже чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывается для них путь к безконечной блаженной истинной жизни, приобретенной для нас смертию и воскресением Христовым.

Чем алчней становится смерть, чем больше жертв старается она поглотить среди людей и добрых и злых, тем для большего числа смертных она открывает дверь к безсмертию, возводя их из тления в нетление и приобщая их к вечной, неувядаемой жизни...

Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине, менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собой духовную смерть целого народа, после которой нет воскресения..."

Пасхальное послание митр. Анастасия, первоиерарха РПЦЗ.

“Святая Русь”. Апрель 1948 г. Штутгарт

***
Предшественник и учитель митр. Анастасия - митр Антоний Храповицкий - так красиво обосновал этические смыслы и последствия православных догматов («Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы»; "Нравственное учение православной Церкви").

Но уже вскоре, в 41-м, митр. Анастасий ликующе обращался к фюреру. А через 7 лет он уже оправдывал атомные бомбардировки России.

Эти два послания Анастасия в моем сознании стали надгробным камнем над РПЦЗ. Все их претензии на духовное учительство и сохранение "незамутненного православия" воспринимались мною как пустоглаголание.

Анастасий, так верно аплодирующий самым агрессивным деяниям и намерениям тех политических властителей, под которыми он оказался, имел наглость обличать "сергиан" в лояльности к советским властям!

Поэтому в начале 90-х, когда среди части нашего духовенства было модным восхищаться "стойкостью зарубежников" и даже переходить к ним, я этой моде искренне противостоял.

За что впервые и был именно ими удостоен иронического титула "дьякон вся Руси" :).

Но это - мелочи. А для неофита и религиоведа память об этом Пасхальном (!) послании нужна, чтобы понять: можно быть молитвенником, благочестивцем и людоедом одновременно.

И, кстати, были ли в духовенстве РПЦЗ, живущем на свободном Западе тогда протесты против атомного богословия их начальника?

И даже спустя десятилетия они, требующие раскаяния в декларации 1927 года, сами отреклись ли от этой своей декларации 1948-го?

Но по итогам "нравственное богословие" Чаплина от аналогичного продукта Анастасия неотличимо. Разве что добавился тезис о военной драйве. Но раз это претендует быть "богословием", то может быть, тут все же уместно вспомнить слово "ересь"?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →