диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Митр. Иларион против проф. Осипова

Сегодня в своей передаче "Церковь и время" м. Иларион решил озвучить вопрос о мнении А. И. Осипова о всеобщем спасении.

Это не прямой эфир. Не звонок в эфир или студию. Ведущий сам отбирает вопрос, сам зачитывает его и сам на него отвечает.

И отвечает не кто-нибудь, а автор книги "Христос - победитель ада", которая подводит читателя к мысли об апокатастасисе и публикатор "второго тома" творений преп. Исаака Сирина, в котором содержится аналогичная мысль. Можно было бы ожидать определенной солидарности с заслуженным профессором Московской Академии.

Но ответ оказался совершенно иным: да, такие мнения у Отцов были, но Церковь на Пятом Вселенском соборе их отвергла. Учение об аде есть учение Христа.

Интересно, почему именно сейчас м. Иларион решил отречься от своих прежних взглядов? Причем не в виде фундаментального научного труда, а в виде полутораминутного ответа в телепередаче.

Это его забота о своем имидже и своем будущем? Старт его патриаршей компании? Его личное решение?
Или послушание и заказ от патриарха?

Это вопросы не богословские, а церковно-политические.


***

Из прежнего владыки Илариона:
Епископ Венский и Австрийский Иларион: "Эсхатология преподобного Исаака Сирина в свете православного Предания" http://www.reshma.nov.ru/texts/illarion_isaak_sirin_eshatologia.htm

"...В своем богословском поиске Исаак Сирин, безусловно, зашел дальше, чем это позволяет традиционная христианская догматика, и заглянул туда, куда доступ человеческому разуму закрыт. Но Исаак был не единственным, кто верил во всеобщее спасение – среди его предшественников, помимо упомянутых выше учителей Сирийской Церкви, был святитель Григорий Нисский, который говорил: «Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра. Напротив, и теми, кто в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа» 115. Учение Григория Нисского о спасении всех людей и демонов, как известно, не было осуждено ни одним Вселенским или Поместным Собором. Напротив, VI Вселенский Собор включил имя Григория в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24–28. Свою трактовку учения Григория Нисского о всеобщем спасении предложил преподобный Максим Исповедник. Из других древних Отцов Церкви идею всеобщего спасения, по-видимому, не исключал святитель Григорий Богослов, который, имплицитно ссылаясь на учение Григория Нисского об апокатастасисе, говорил о возможности толковать посмертное наказание грешников «более человеколюбиво и сообразно с достоинством Наказующего». В другом месте Григорий Богослов прямо говорит о том, что «Бог будет все во всем во время восстановления (апокатастасиса)… когда мы сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его».


***
Забавно, но судя по интернету, я был единственным зрителем этой передачи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 515 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →