диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Нас вангуют!

http://m.lenta.ru/articles/2015/12/08/vanguem/



Сегодня мы с тобой вангуем
Как провидцы помогают верить в великую Россию и строить «Исламское государство»
Предсказания о судьбе России и мира уже не первый год вирусно распространяются в русскоязычном сегменте интернета. Суть пророчеств, приписываемых Ванге, Нострадамусу и даже Распутину, примерно одна: впереди глобальные катастрофы и войны, а Россия в ближайшем будущем обретет небывалое могущество, чтобы восстановить справедливость и мир. Духоподъемные прогнозы от сомнительных пророков кажутся весьма спорным инструментом пропаганды, но все же имеют эффект. Миллионы просмотров на YouTube, сотни восторженных комментариев без тени сомнения в объективности и достоверности этой информации. «Лента.ру» разбиралась, почему слова ясновидцев так легко ложатся на любую повестку дня.

Телевидение уже давно освоило этот прием — фильмы о «последних предсказаниях» Ванги неоднократно выходили на федеральных телеканалах. Если верить авторам, слепая болгарская предсказательница перед смертью говорила и о терактах в Париже и Египте, и об уничтожении российского Су-24 турецкими ВВС, а также предрекала возрождение России из пепла. Первая волна подобных фильмов прошла в 2011 году. Появление дюжины «документальных» лент про Вангу совпало с обострением социально-политической обстановки в стране и в мире: события «арабской весны», беспорядки на Манежной площади в Москве, массовые выступления гражданской оппозиции, начавшиеся после выборов в Госдуму. Впрочем, откровения провидцев касались не только текущего момента, но и проливали свет на гибель подлодки Курск в 2000 году. Правда, в качестве подтверждения пророчеств фигурировали лишь воспоминания, записанные очевидцами со слов Ванги или иных провидцев.

Как ни странно, эти воспоминания появляются именно тогда, когда в них возникает необходимость.
Пророческий тренд подхватывают и серьезные печатные издания. Например, в «Российской газете» рассуждают о предсказаниях Нострадамуса на ближайшую перспективу. Цитируются сообщения британских таблоидов о том, что в стихах провидца нашлись упоминания о появлении «Исламского государства» (деятельность организации запрещена на территории РФ).

«Войдет злой, скверный, позорный / Тиранящий Месопотамию / Все друзья имели связь с прелюбодействующей дамой / Ужасная земля черная на вид».

Впрочем, ранее эти строки связывали с американским вторжением в Ирак, на месте которого, собственно, и находилась в древности Месопотамия. Стоит ли напоминать о том, что жил провидец в средневековой Франции, а его задокументированные пророчества носили весьма абстрактный характер и не были привязаны к датам. Еще в одном материале эксперты анализируют сбывшиеся предсказания Распутина и предостерегают о грядущей «потере моральных ценностей» и «третьей мировой войне».

Стремление объяснить современные события некой предопределенностью объясняется просто. Желание заглянуть в будущее всегда появляется во времена нестабильности. Этим обычно и пользуются авторы «пророческих предсказаний», убежден историк философии профессор Валерий Кувакин. «Внушить нечто фантастическое гораздо проще, чем попытаться объяснить, как устроен мир, — объясняет профессор. — Человеку это неинтересно. А в смутные времена люди впадают в такие "сказочные" состояния особенно активно».

Желание убедиться наперед в предстоящем успехе и поражении врагов опускает людей еще на один уровень иррациональности, считает Кувакин. «Телевидение, используя такие материалы, идет навстречу своей аудитории, но также и пытается ее формировать в соответствии с определенными стратегиями информационной политики, — говорит историк. — В итоге люди получают именно то знание, которое искали. Эту форму самогипноза часто используют гадалки, говоря вам то, что вы хотите услышать».

Христианские предания, равно как и православные пророчества, не менее активно тиражируются и для того, чтобы придать вес очередной идеологической конструкции. Зачастую пророчества, касающиеся будущего страны, приписывают почитаемым святым: Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и Матроне Московской. Последняя пользуется особой популярностью у сочинителей пророчеств: ее «последние предсказания» можно обнаружить буквально на каждый год. Между тем, как отмечает историк и религиовед профессор Андрей Зубов, в действительности христианские пророчества не имеют привязки к конкретным событиям или датам. «Когда какой-то человек или от имени какого-то человека говорят о том, что будет некое событие в определенный момент времени — это чепуха. Широкая публика недостаточно хорошо осведомлена о том, что пророчество на самом деле это не рассказ о событиях, которые случатся в будущем. Будущее непредсказуемо. С точки зрения христианского сознания оно формируется в свободной воле человека, выстраивается в зависимости от его действий, мыслей и слов. Главная догма христианства состоит в том, что человек свободен и, соответственно, будущее его так же свободно», — разъясняет Зубов.

Несмотря на критическое в целом отношение к предсказаниям в самой церкви не спешат опровергать или подтверждать сам факт пророчеств и причастность православных святых к этому творчеству. По мнению протодиакона Андрея Кураева, в классическом смысле попытки людей пророчествовать в современном мире — скорее самозванство, хотя иногда бывают и довольно точные попадания. К примеру, в письмах митрополита Филарета, написанных до революции, есть указание на то, что он предчувствовал скорые гонения на церковь. К нему обратился желающий пожертвовать на строительство храма, а он в ответ написал, что в этом нет никакого смысла, так как храмы скоро будут закрывать. «В действительности пророчества — это формат стенгазеты: хочется высказать свое мнение, и его облачают в такие формы, чтобы придать вес. В первую очередь это частное мнение. Причем тут божье откровение? Я не помню ни у кого из православных святых такой интонации», — подчеркивает Кураев.

В свете охлаждения отношений между Россией и Турцией в греческих СМИ стали особенно часто упоминать пророчество православного старца Паисия Святогорского. Более 20 лет назад он предсказывал русско-турецкую войну и последующий крах Турции. Однако Андрей Кураев предполагает, что это не столько предвидение, сколько попытки выдать желаемое за действительное. «Греки уже 600 лет утешают себя пророчеством, что придут русские и выгонят турок из Стамбула, — говорит Кураев. — А после тихонечко уйдут и отдадут город им. Это стало их национальной церковной традицией. Теперь они любому своему святому в уста вкладывают такие пророчества».

Боевики «Исламского государства» тоже используют пророчества как инструмент пропаганды. Цель — привлечь сторонников в свои ряды. В самом популярном предсказании якобы говорится о решающей битве, которая пройдет на равнине Дабик, на севере Сирии. Правоверные мусульмане будут сражаться с армией Рима. Причем Рим здесь — вовсе не Италия и даже не Ватикан, а скорее собирательный образ христиан. В самом Коране ничего не сказано о конце света, упоминания о нем содержатся в хадисах — преданиях о словах пророка. Несмотря на то что хадисы в исламе считаются весьма неоднозначным источником информации, сторонники ИГ используют эти слова в качестве пророчеств для вербовки новых сторонников. «В пророчестве есть упоминание о том, что перед решающей битвой все мусульмане должны собраться в одном месте, чтобы составить армию на территории Сирии под знаменем халифа», — поясняет старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Андрей Чупрыгин.

В качестве аргументов исламисты приводят слова пророчества о том, что незадолго до Судного Дня мужчина начнет жить с мужчиной, бедуины будут спорить, чей дом выше, на Восток обрушатся катаклизмы, а в Йемене запылает огонь. В своих агитационных материалах исламисты делают упор на то, что частично пророчество уже сбылось, а значит, дело за малым — приблизить наступление Судного Дня. «Это действует, особенно на молодежь, — отмечает Чупрыгин. — Тем более вопрос очень пассионарный. Смотрят вокруг себя — действительно, мужчины ходят в женской одежде. Я бы не стал называть пророчество частью их идеологии как таковой. А вот то, что необходимо серьезно рассматривать их как мобилизационный инструмент и вырабатывать контраргументы — это бесспорно».

Придумывать контраргументы в данном случае весьма непросто, добавляет востоковед, в первую очередь из-за того, что слова из хадисов не выдуманы исламистами. Эти предания всерьез анализируются исламскими теологами: их изучают, чтобы сохранить и поднять морально-этический уровень мусульман в соответствии с заветами. «Но сторонники ИГ берут это дело оптом и используют уже совсем с другими целями, — резюмирует Чупрыгин. — Они подстраивают слова пророчества под свои реалии, получая действенный инструмент привлечения "личного состава", движимого идейными понятиями, верой во что-то. Материальный интерес легко нивелировать, а с идейной заинтересованностью все гораздо сложнее».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →