диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Церковность = маргинальность?

Из статьи проректора МДА прот. Павла Великанова:

Маргинальность? - Да, этот термин в современном обиходе имеет негативный оттенок. Но нас он не должен пугать. Разве не нам сказано: вы – не от мира сего, потому и ненавидит вас мир? Маргинал для мира – любой, кто не хочет жить по его законам. Кто не хочет одеваться так, как принято в обществе. Кто не хочет слышать, видеть и понимать того, что происходит в мире сегодня. Кто отказывается поклоняться тем смыслам и ценностям, которые навязываются нецерковным государством и богомерзкой культурой. Кто умеет быстро и безошибочно расклеить чёрные и белые лейблы на любые события и процессы – потому что приобрёл навык думать по благословению. И самое главное: кто не забывает ежедневно читать: «Верую во едину святую старческую Церковь!» и твёрдо помнит о царящей повсюду в церковной ограде а-по-ста-сии...

Конечно, иногда в Церкви встречаются носители и несколько иных взглядов, но быть маргиналом в Церкви – почётно, потому что отважно и высокодуховно, ну и в целом не особо-то обременительно. Надо только подобрать униформу с соответствующей длиной подола или же рукавов, одеть платок типа хиджаб по-православному и твёрдо заучить, что за доброе дело надо говорить не «благодарю» или «спасибо», а только «спаси Господи!», а в ответ – не «пожалуйста» или «всегда рад!», а исключительно «во славу Божию!». Ещё несколько штрихов – и вот уже проложена чёткая демаркационная линия между «людьми, взятыми в удел», и «чадами гнева Божия». Где бы такой человек ни оказался – он всем видом и поведением свидетельствует: несмь, якоже прочии человецы – безбожники, блудники, воры и сквернословы.

...И всё-таки, как приятно ощущать себя солью, когда вокруг всё гниёт и разлагается. Ведь мечта маргинала – быть во всём вне этого мира. Это же не простая соль, которой чего только ни солят, а особая, не для мира сего предназначенная, у неё свой, особый удел, особое назначение. Кстати, про это что-то там в Евангелии где-то говорилось – пойти почитать что ли?...


http://www.bogoslov.ru/text/909103.html

Кстати, там идет замечательный разговор. Реплика из него:

"Вот уж эти традиции. Стояла длинную очередь на исповедь, видно было, что батюшка устал, но в основном все благодарили говоря "Спаси Господи", а мне вспомнилась аналогия из обычной мирской жизни, та же очередь, только к врачу, я просто подумала, мы ходим, жалуемся на свои болячки, а как чувствует себя врач? как его здоровье? И спросила. Женщина просто ожила, хотя и со с здоровьем не все в порядке было, мне показалось, что она только за один интерес и маленькую возможность поделится благодарит, так и с батюшкой, сказала то что мне подсказывал внутренний голос "Сил Вам батюшка", не по правилам, зато совесть не мучает".

И еще очень хорош там текст от А. Рогозянского:

"в Писании точно разъяснены средства борьбы с фарисейством. «Два человека вошли в Храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).

В нынешнем же издании современные мытари, боюсь, что окажутся зубастее фарисеев. Борьба с фарисейством разворачивается под такие барабаны и с такой безжалостной настойчивостью, что с евангельским содержанием сходство весьма отдаленное. Еще раз: православный ответ на проблему фарисейства - это: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!" Никаких обличений, никакого сарказма, никакого выжигания калёным железом. Всё перечисленное, очевидно, из какой-то другой истории.

Хотя некоторые в подобных ситуациях привыкли числить себя не по чину мытаря, а по чину Христа. Мол, что же, обличал, обличал фарисеев... Но тогда пускай ходят по водам, отпускают грехи и воскрешают мертвых".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 206 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →