диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Новый год и церковь

В общем-то стыдно писать на такую тему. Но, оказывается, некоторое количество православных людей всерьез считает, что отмечать гражданское новолетие есть нечто греховное.

Таковым имею сказать следующее:

1. Вот наш Патриарх, отмечающий сегодняшний праздник вместе с нашим Президентом:


2. Еще в советские времена в храмах служились новогодние молебны именно 31.12-01.01.

3. В середине 80-х я видел, что в МДАиС в эту ночь отменялся обычный отбой. Студенты собирались в столовой к полуночи. Приходил владыка Ректор и преподаватели. Слушали гимн СССР, бой курантов, открывали шампанское и - пили. Полагаю, что традиция эта родилась на несколько десятилетий ранее.

4. Это не "чисто светский праздник". Во-первых потому, что новый год получает имя от Рождества Христова. Хотя бы поэтому в нем больше религиозного смысла, чем в праздновании Дня Победы (а на этот праздник, полагаю, никто из суперправославных не косится).
Во-вторых (и в главных) потому, что в эти часы можно совершить главное таинство Церкви - то, что св.Иоанн Златоуст называл "таинство ближнего". Тот, кто будет угрюмо прятаться от празднующей (может быть, "малоцерковной") родни - точно это таинство в эти часы не совершит. Скорее - наоборот.

Евангелие - это самый большой профанирующий проект в истории. Основа традиционной культуры - это система табу, главное из которых отделяет сакральное от профанного. Вот священный источник, а вот обычный водопой. Вот заповедная роща, а вот просто тайга... Но в Евангелии это деление уходит. Все - Божие. Нет отдельной субботы: любая минуты и день святы. Нет одного святого народа или одного святого храма или горы. Где и когда вы - там Я. Едите ли или пьете - все делайте во славу Божию. Лучше уйти из храма, оставив непринесенной заготовленную жертву, но примириться со своим домашним "врагом".

Всё - свято. Но, значит, и "святого" нет. Слово "святой", как и слово "профанный", - соотносительно. Если соотносить не с чем - то и смысл этого слова как минимум сильно ослабляется.

Теперь нет чего-то отделенного и противопоставленного остальному Божию творению. Человек может сделать что-то значащее для Бога не тогда, когда совершаете какие-то манипуляции с Его идолом или образом, а тогда, когда так или иначе обращаетесь с иным человеком. Обычным человеком, тоже несвятым, а порой даже и крайне неприятным во всех отношениях. Но раз вы ему это сделали - вы Мне это сделали...

Раз этот вполне светский праздник дает нам повод обновить наши отношения с людьми, сказать им что-то доброе. А, значит, у него есть религиозное, евангельское измерение. Оно появляется и в случае отказа от этих действий.

Где риски больше? Что больше гневает Христа? Отказ от улыбки и подарки детям, отказ от звонка старому другу или полузабытой родне, отказ от молитвы в эту шумную ночь? Или тот же список, но со знаком плюс?

А вопрос о том, что есть и сколько пить в этом праздничном застолье - это уже вопросы совсем иного уровня.

С Новым Годом! Всем Добра!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 406 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →