диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Планы церковных реформ

протоиерей Всеволод Чаплин начал сбор подписей за предоставление общинам РПЦ права избирать священнослужителей. Петиция с предложениями протоиерея опубликована на сайте Change.org. По задумке Чаплина, настоятелей, пресвитеров и диаконов следует выбирать на приходских собраниях, причём предлагать кандидатов должны в первую очередь сами члены общины.

Протодиакон Андрей Кураев напомнил НСН, что традиция избирать священнослужителей в сельских приходах имеет многовековые корни. По его словам, такая практика применялась до тех пор, пока священнослужителей не стали готовить в семинариях. Однако в этом были как свои плюсы, так и минусы.

«Ранее существовала практика, когда сельские жители после кончины батюшки собирались и выбирали кандидата. Семейный опытный грамотный непьющий мужик, знает церковные книги и богослужение. После этого кандидата ехал в город, где его экзаменовал епископ и возводил в сан. В этой ситуации большим плюсом было то, что священник был плоть от плоти своей общины и народа. Он знал жизнь и заботы односельчан. Минус был в том, что священник был плоть от плоти своей общины и народа. Он не мог ничего нового внести в среду прихожан. Зазора между знаниями учителя и учимых не было. В западном мире, а со временем и в России, пришли к выводу, что готовить священнослужителей нужно в семинариях. Мальчиков забирали из семей, и через 10 лет они рассылались по ранее незнакомым им селам. Они могли читать в подлиннике Аристотеля и Платона, но для крестьян они были инопланетянами. Всё это в 19 веке стало одно из причин отчуждения прихожан от церкви», — отметил протодиакон.

По мнению Андрея Кураева, сама идея выбора священников не так уж и плоха и, возможно, стоит к ней вернуться уже не в условиях деревни, а в условиях мегаполисов, но для этого необходимо решить проблему членства в приходе.

«Любые выборы начинаются с составления списков избирателей и нарезки избирательных участков. Однако не стоит забывать, что любой епископат не захочет расставаться добровольно с кусочком своей власти. Любые подвижки и реформирование церкви могут начаться только под давлением власти, и лишь если на самом верху заинтересуются этой темой, тогда нас могут ждать революционные изменения», — резюмировал отец Андрей в беседе с НСН.

http://gorodskoyportal.ru/news/russia/21368100/

- Возможна ли реформа в РПЦ?

- То, что нужно церкви, - это серьезное и многолетнее размышление на эту тему.
К сожалению, совершенно очевидно, что какие-то серьезные реформы возможны только в условиях какой-то революционной атмосферы в целом в стране. Потому что сам епископат конечно же не позволит откусить от себя кусочек своих полномочий.
И поэтому есть только два варианта: или давление светской власти на церковь в этом направлении. И это может быть тактически для церкви хорошо, но стратегически это все равно для церкви плохо - чтобы в церкви что-то менялось под давлением государства.
Или же второй вариант - давление народа, но народа, который почувствовал свою революционную силу. Это тоже экстремальная ситуация и тоже это не то, чему хочется аплодировать, потому что непонятно, где пределы разгула этой революционной стихии.
Поэтому более вероятно, что инопланетяне прилетят и помогут нам сделать дороги и прочее. Менее вероятно, но вдруг все-таки и патриарх с епископами решат: «что-то мы переукрепляли нашу властную вертикаль. А где же люди, за счет которых мы живем? Как их голос расслышать? Как им разрешить влиять на нас, в этих таких богатых и замечательных наших одеждах?».

http://diak-kuraev.livejournal.com/1076626.html

***

Есть другой проект - ивановского игумена Виталия Уткина:


1) Нужно в принципе укрепить и переформатировать иерархическое начала в нашей Поместной Церкви.
Как быть? Уменьшить размер епархий до 10-15 приходов. Архиерей - настоятель всех храмов, духовник. Хотя бы раз в месяц он служит во всех храмах, сам там исповедает прихожан. Единая бухгалтерия. Одна единая воскресная школа с филиалами по приходам.
Один единый хор с приходскими филиалами. Поддержание и восстановление храмов - в ведении архиерея. Пресвитеры и диаконы - на зарплате.
Ныне образованные епархии становятся митрополиями.
Монастыри могут быть в ведении митрополита (особенно - женские), а может быть, мужские стоит сделать центрами небольших епархий, соответственно, игумен такой обители - епархиальный архиерей, сам же и духовник монастыря.
Никаких отделов и суда на уровне таких епархий не нужно, все отделы в митрополии.
Архиерей в такой системе становится в первую очередь не администратором, а пастырем.

Полагаю, что на уровне регионов в такой системе будет до 20 архиереев. Их областной собор должен исполнять функции суда, рассматривать, в первую очередь, канонические вопросы. Соответственно должен подняться уровень канонических знаний епископата.
В Русской Церкви будет где-то 2000 архиереев. которые составят костяк ее кадровой основы. Важно при этом сохранить вертикаль, основанную на прерогативах власти Святейшего Патриарха.

2) В Русской Церкви пока нет единого кадрового, образовательного и информационного пространства.
Слишком часто от сотрудников синодальных учреждений приходится слышать: "Это прерогативы епархии, как мы можем вмешиваться?"
На самом деле нужна единая база по кадрам, которые смело должны перемещаться из одной епархии в другую на основании общецерковных нужд.
Особенно стоит проредить столичные епархии - кого-то с Дальнего Востока переместить в Москву, а кого-то из Москвы - на Дальний Восток.
Должен быть общецерковный план научных исследований, который должен четко исполняться образовательными учреждениями. И этот план нужно составлять не под частные "научные интересы", а под те задачи, которые стоят перед Церковью.
Соответственно, должно быть четкое представление, какие научные и образовательные кадры есть во всей Церкви, во всех ее епархиях. И к исполнению общецерковных научных и образовательных задач нужно системно привлекать все эти кадры. А не справляются - делать соответствующие выводы.
Необходимо по-настоящему единое информационное пространство Церкви. Сейчас это хаос, состоящий из тысяч сайтов и сайтиков, на которые затрачиваются деньги и человеческие силы. Зачем нужны и все эти Правмиры, Радонежи и т.д.?
Считаю. что нужен один общий информационный ресурс, на котором есть страница каждого храма, где информация движется сверху вниз и снизу вверх - в общую ленту, где лучшие местные материалы по рейтингу поднимаются на главную страницу общецерковного сайта.
Соответственно, не два десятка московских журналистов должны определять это пространство, а все силы Церкви.
Тогда в руках Святейшего Патриарха появляется огромная сила - кадровая, образовательная, информационная. Становятся видны все активные деятели Церкви - от Сахалина до самого последнего села.
Поменьше частных лавочек. Побольше единства.
Ну, а главная проблема, повторюсь - то, что духовенство рассматривает свои храмы зачастую как средство производства для своей семьи. Тогда любое вторжение архиерея в эти доходы, рассматриваемые как свои личные, становится ужасом и актом агрессии. Всё это надо кардинально изменить.
Все должны быть на послушании. Это общий принцип. Не ради прихоти архиерея, кои не очень-то и просматриваются в гипотетических малых епархиях. А ради общего служения.
Не может быть частных лавочек - ни в СМИ, ни в академиях в виде "хочу-не хочу", "интересно - неинтересно". Нигде. Только Церковь

http://diak-kuraev.livejournal.com/1076626.html?thread=301208466#t301208466

***
Вы рисуйте, живописцы, вы рисуйте. Я потом что не понятно, объясню.

А объяснение тут простое:
"нужна единая база по кадрам, которые смело должны перемещаться из одной епархии в другую на основании общецерковных нужд" - это типично никодимовская мечта.
Духовенство без семей. Армия марионеток-монахов, которым, вдобавок, можно ничего не платить. Один фюрер. Одно мнение. Один бюджет, которым распоряжается один человек.

Все духовенство и все церковные работники будут превращены в такое послушное и ни к чему, кроме воли начальства, не привязанное перекати-поле. И как, полагаете, люди, с которыми поступили так, станут относиться к прихожанам? Станут ли они ценить их свободу? И не станет ли единственной целью миссии вербовка в армию этих евнухов?

... И у этих "мечтателей" хватает совести мнить себя борцами с тоталитарными сектами...
Tags: Реформа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 446 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →