диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

С именинами, уважаемый Владимир Владимирович!

Как в своих передачах, так и в жизни В.В.Познер проповедует толерантность и диалогичность. Но может ли кто вспомнить ситуацию, когда В.В.Познер в ходе дискуссии со своими отнюдь не глупыми собеседниками изменил бы свой изначальный тезис и подправил свою собственную позицию?

Свое глубинное убеждение во вредоносности православия В.В.Познер высказывает не впервые. Наверное, за те немалые годы, в течение которых он излагает это свое убеждение, у него была возможность услышать доводы тех людей, которые с ним не согласны.

Но никакие возражения никак не влияют на позицию и формулы В.В.Познера. Он дрессирует свою публику, а не убеждает ее. Он расставляет маркеры: "в этом сезоне в нашей партии принято носить такие-то идеологемы". И тусовка послушно подмигивает и перезванивает друг другу: "мы, интеллигентные люди, об этом думаем именно так..." А кто думает иначе - тот будет немедленно лишен почетного звания "интеллигента" и записан в гитлеры без права апелляции.

Но все же В.В.Познер очень полезен и незаменим: без него как бы мы узнавали о том, что думают о нас, нашей истории, нашем настоящем и будущем в "вашингтонском ЦК"?

Сам подход В.В.Познера к вопросам религии странен: он берет критерий, который может быть уместен при оценке одной области человеческой деятельности, и с ним подходит к оценке совсем иных областей. В.В.Познер, безусловно, талантливый журналист. Но вполне может быть, что он не очень "продвинутый" бизнес-консультант. И что же - неужели малополезность в одном должна перечеркнуть таланты, проявленные этим человеком в другом?

Оценивать духовно-религиозный выбор с точки зрения экономико-социологической эффективности - все равно что вспоминать чемпионат мира по футболу в ЮАР только под знаком си-бемоля малой октавы - той единственной ноты, которую только и умели издавать тамошние вувузелы. Или оценивать писателей по критериям "партийности" их творчества. Помнится, в одной атеистической брошюрке вред старообрядчества объяснялся тем, что якобы старообрядческие догматы запрещают складывать пальцы перстью и потому якобы доярки-староверки доят коров двумя перстами, что снижает удои...

Есть люди, которые обращаются к религии ради социального и экономического успеха. Но это как раз люди малорелигиозные. И их мотивы как раз не одобряются Церковью. И вера, якобы исповедуемая ими, совсем не влияет на их жизнь. А люди, всерьез религиозные, совсем не для внешнего успеха размышляют над религиозными сюжетами и совершают те или иные религиозно значимые поступки.

В.В.Познер вроде бы не учился в советской школе. Отчего же так глубоко въелись в него советские стереотипы? Может, потому, что они были не только и не столько партийно-большевистскими, сколько в целом русофобскими? Аргументы же В.В.Познера очень хороши как раз для того, чтобы вспоминать азы исторического мышления.

Например, его печалит то, что в России не было Возрождения. И не было его именно из-за православия.

Однако для выздоровления нужен человек, обладающий как минимум двумя свойствами: а) больной и б) тем не менее живой. Так и для наличия Возрождения нужно, чтобы было чему возрождаться. Под Возрождением понимается возрождение именно античных греко-римских традиций. Россия же никогда не была частью древнегреческой или древнеримской культуры. Рецепция этой культуры Русью происходила именно с принятием православия, причем началась она в X веке, а не дожидалась для этого XV века. Языческие волхвы Приднепровья и не слыхали про Платона с Аристотелем и Цицероном. А вот православные монахи стали переводить, переписывать, читать и перелагать их книги.

Не все страны были в греко-римской экумене, и потому не везде могло быть Возрождение. И все же есть множество стран вполне европейских и, я так думаю, очень симпатичных В.В.Познеру, в которых никаким боком найти Возрождение не удастся: например, Дания или Швеция, страны Балтии...

Люди, любящие оттенить свою "европейскость" размышлениями на тему национально-религиозного убожества России, на всем тысячелетнем пространстве нашей истории видят лишь Ивана Грозного. В него их палец попадает даже с закрытыми глазами, а партийный рефлекс велит при упоминании имени русского царя тут же сказать: "типично русский тиран, каких история не знает". То, что английский национальный лидер по имени Генрих VIII был не менее кровав, в их памяти не осталось... Но все же Иван Грозный не создавал новую Церковь, а Генрих VIII cоздал Англиканскую церковь - исключительно по мотиву собственного сексуального комфорта. Отчего-то у В.В.Познера нет претензий к Англиканской церкви, главой которой по сию пору является английская королева. В то же время православие для него - это такой монстр, который максимально срастился с государством и подчинился государственной власти.

Я полагаю, что не нужно гневаться на высказывания В.В.Познера, а нужно занести их в память ноутбука или мобильного телефона и затем почаще в разных аудиториях их цитировать - с корректным кратким анализом.

С именинами, уважаемый Владимир Владимирович! Как бы то ни было, Вы были названы в честь нелюбимого Вами князя Владимира - Крестителя Руси.

http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=150
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 257 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →