диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Запретные шахматы

"Верховный муфтий Саудовской Аравии постановил, что шахматы противоречат принципам ислама, сообщает The Guardian. (http://www.theguardian.com/world/2016/jan/21/chess-forbidden-in-islam-rules-saudi-arabia-grand-mufti)

Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх отвечал на вопросы зрителей в рамках телешоу, которое обычно используется им для распространения новых фетв. Среди прочего он объяснил позицию по отношению к шахматам, заявив, что они "также являются азартной игрой" и "пустой тратой времени и денег, провоцируют ненависть и вражду между игроками", а, значит, запрещены традициями ислама.

Муфтий обосновал новую фетву стихом из Корана, запрещающим "алкоголь, азартные игры, идолопоклонничество и ворожбу".

Издание отмечает, что шахматы вряд ли окажутся под полным запретом, но, скорее всего, получат статус "незначительных пороков", таких, как музыка.

Стоит отметить, что игра в шахматы на публике была запрещена в Иране и объявлена грехом с 1979 по 1988 года.

Кроме того, шахматы также запрещены в Ираке".
http://korrespondent.net/world/3618598-v-saudovskoi-aravyy-yhru-v-shakhmaty-prychyslyly-k-porokam

В православии запрет на шахматы также имеет место:

Домострой:"смрадныя беседы и возрадуются беси и приидут волю свою улучив и вся угодная творится им да такоже бесчиньствуют и зернью и шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся".

50 правило 6 собора в толковании русского Стоглава (1551 год):
И о томъ о всемъ еллиньскомъ бесовании, игрании свидетельство от с(вя)щенных правилъ сице написахомъ. С(вя)таго вселеньскаго Шестаг(о) собора правило 50 и 51 запрещаеть всяко играние.

Тол(к). Пят(ь)десятное убо правило собора сего возбраняет играти всЪмъ: и причетником, и мирьскымъ ч(е)л(овЪ)комъ / зернью и шахматы, и тавлЪами, и влириами, рекше костьми, и прочими таковыми играми... Праздность бо и пьянство, и играние всему злу начало есть и погубление велие. Сего ради отрицают вся божественная писания и священныя правила всякое играние, и зерни, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смыки, и сопели, и всякое гудение, и глумление, и позорище, лясание. Рече бо господь: "Горе вам, смеющимся ныне, возрыдаете и восплачете".

Однако на самом вселенском Соборе этого запрета на было.

Аналогично с 42-м Апостольским правилом. Оригинал про именно шахматы не упомнает: "Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или пусть перестанет, или да будет низвержен"

Но в переводе древне-русского митрополита Киприана они появляются: "Епископ, или поп, или диакон, шегами играя, или упиваяся, или да останется того, или да извержется".

И русский Номоканон при Требнике также видит шахмат, приводя толкование 139-го правила византийским канонистом XII века Иоанном Зонарой: "Епископам и клирикам всем утешение всех к добродетели быти подобает... понеже и от сих есть неким уклонятися от доброго или шахматы и зернию играти, повелевает правило престати".

Итак, русский текст канонов, запрещающих шахматы, не соответствует греческому оригиналу. Греческие каноны не упоминают шахмат. Русский путешественник 17 века Арсений Суханов видит, что у греков "митрополиты, сходяся, пьют табак дымной и носовой; и попы и чернцы вси, кто хощет, и в карты играют и шахматы, а патриарх то ведает" (Арсений Суханов. "О чинех греческих вкратце").

Русские канонисты сделали в греческие каноны свои вставки. Но зачем?

Соседство упоминаний шахмат и зерни в русских канонах заставляет предположить, что это была форма гадания. Можно предположить, что та игра, которая тогда у нас именовалась шахматами, была совсем другой, чем та, что известна под этим именем сегодня. В средние века скорее всего это была просто игра на деньги, оттого и запрещалась наравне с бросанием костей.

А истоки таковы:

"Образ мира, в котором действуют два противоположных начала — космические силы созидания и разрушения; также образ человеческой судьбы, где темное выступает вперемежку со светлым. Два цвета игровой доски и фигур отсылают к дуальной структуре мира. Существовали игры типа шахмат, в которых использовались фигуры, уподобляемые женским и мужским символам; очевидно, в этом случае две играющие стороны олицетворяли мужское и женское начала. В начале VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое, а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей, что вносило дополнительный оттенок значения: рядом с игроками стояла сама судьба. В то же время 64 клетки шахматной доски — это четырехкратная мандала Шивы.
На арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, от костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Игра стала называться у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» («властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется серединой VI века в персидской рукописи «Карнамук». В античной традиции игра в шахматы считалась самой благородной (после игры в кости) и, как всякая игра, полагалась подражанием богам. Шахматы традиционно связываются с военным противостоянием. В кельтской книге «Мабиногион» два короля играли в шахматы на вершине холма, а внизу их войска сражались друг с другом. Один из королей выиграл, и тотчас из долины прискакал гонец с сообщением, что войско второго короля разбито.
Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, русское название игры унаследовано от таджиков, названия фигур в России также аналогичны по смыслу арабским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, также проникали на Русь, постепенно превращая старые русские шахматы в современные. В 13 веке доминиканский монах Жак де Сессоль придал шахматам «морализаторское» измерение. Кроме того, за каждой из шахматных фигур закреплялось собственное символическое значение. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX Святой, английский Эдуард IV. В Европе в 1393 году Регенбургский собор наконец изъял шахматы из числа запрещённых игр".
http://sigils.ru/symbols/shahmat.html

***
Tresidder Jack. The Hutchinson Dictionary of Symbols

http://www.symbolarium.ru/index.php/TRSS
"Игра возникла, вероятно, в Древней Индии около VI в. до н. э. или даже раньше. 64-клеточная доска восходит к квадратной (8х8) мандале Шивы — модели космических сил, которыми он управлял.
В старинной индийской версии шахмат играющих было четверо — по количеству сторон доски. Наравне с логикой ход состязания определяла судьба: для определения порядка ходов использовались кости.
Символизм фигур, их взаимодействия друг с другом неоднократно изменялись, прежде чем приобрели современное значение.
В символике шахмат прослеживаются аналогии с символизмом Таро и игральных карт... Достичь восьмого уровня — значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле; Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников".


***
В книге J. Needham, L. Wang, Science & Civilisation in China (vol. 4; Cambridge: Cambridge University Press, 1962) довольно большой раздел посвящен шахматам, и один из подразделов называется "Шахматы и астрономическая символика". В своих истоках шахматы действительно завязаны на астрологическую символику. Авторы отмечают, что в Китае шахматы (или точнее, их прототип) были известны под названием hsiang chhi, что можно понять как "image chess" ("шахматы образов"). Они отображали вечное состязание между двумя началами во вселенной, "инь" и "ян". По предположениям ученых, пешки соответствовали лунным стоянкам, два монарха - солнцу и луне, и дальше планеты, включая Раху и Кету. Впоследствии из искусства дивинации шахматы стали просто отдыхом или спортивным состязанием.

***
Юдасин Л.Г. Тысячелетний миф шахмат.
http://web.archive.org/web/20070519171240/http://www.fishka-spb.ru/history/24/2419

Автор приводит множество примеров,где игра в шахматы в древности выходит далеко за рамки развлечения.
Например:"...шахматы возникли в доперсидском Иране примерно 3250 лет назад как игра четырех королей. Они соответствуют принятому в Эламе календарю Венеры. 4 короля, 4 ряда войск, по восемь фигур в каждом войске (итого: 32 дня - фигуры). ЦЕЛЬ ИГРЫ:«помочь душе умирающего найти путь в потусторонний мир с помощью добрых богов и избежать действия злых»."

***
Тут надо различать несколько вопросов:
1. Генезис шахмат. Да, как и генезис многих вещей в мире (например, астрономии и химии) он религиозно-языческий. Поэтому давая свою, религиозную оценку этой игре, церковь не покидала пространство своей компетентности.

2. Историческая мутация шахмат и, соответственно, церковного отношения к ним. Сегодня шахматы не имеют религиозного измерения и контекста. В сентябре 2004 патриарх Алексий II благословил популяризацию шахмат среди молодежи http://chess555.narod.ru/imp2.htm. У меня дома есть шахматная доска и фигурки, подаренные Президентом ФИДЕ К. Илюмжиновым (анафематствованный и ненавистный предмет я бы не стал держать так близко). Были в моей жизни и добрые встречи с гроссмейстером А. Карповым (не за шахматным столиком). Кстати, сам Анатолий Карпов награжден аж тремя церковными орденами.

3. Для меня напоминание о былом конфликте есть повод еще раз уколоть церковные совесть и разум вопросом о том, что значат наши церковные каноны для нашей же церковной жизни. Ну нельзя жить в постоянном самообмане, твердя, что мы живем по древним канонам, никако же их преступая.

4. И совсем отдельная тема - о духовных и психических последствиях ЛЮБОЙ лудомании, включая шахматную.
Собственно, об этом и говорит саудитской богослов.
Об этом говорил ранее и я.

http://www.ng.ru/ng_religii/2009-07-15/5_gambling.html :

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии
"Азартная игра – нарушение заповеди «Не искушай Господа Бога своего». Игра – нетрудовой способ получения богатства. Если это не труд – значит, надежда на чудо. Источник всякого чуда – Бог. А всякая надежда на чудо, не связанная с молитвой, неприемлема для православного верующего.
Еще плохо то, что возникает азарт. Азарт клиширует сознание. Все остальные люди для игрока или перестают существовать, или сводятся к одной какой-то своей функции. В пылу азарта человек несвободен. А то, что делает человека несвободным, осуждается православной традицией. Игрока «плющит» страсть. Одномерность человеческой страсти приводит к «расчеловечиванию», примитивизации человеческой жизни. В состоянии азарта чаще всего мысли о Всевышнем не будет места, а если эта мысль появится, то Господь будет восприниматься просто как генератор вожделенного материального блага, только и всего. То есть это какая-то языческая молитва, в которой нет места покаянию, благодарению, переживанию Божественного спасения. Словно призыв к языческому идолу: «Дай мне большое стадо, иначе я тебя вечером не покормлю!». Чисто языческое, эксплуатационное отношение к Богу. И, наконец, игромания, зависимость от игрового аппарата, от рулетки – это начало деструкции психики, семейной, трудовой, социальной жизни человека. И церковной, конечно, тоже.
Те или иные игры, в том числе игра в зернь (древнерусская разновидность игры в кости. – «НГР»), осуждались в некоторых средневековых русских требниках. На Руси в отличие от Византии бывали негативные суждения наших церковных юристов в XVI веке даже о шахматах. Но без подробной аргументации".
Tags: Миссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →