диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Соборное осуждение теософии и оккультизма в 1922 году

ПОСЛАНИЕ РУССКАГО ЗАГРАНИЧНАГО ЦЕРКОВНАГО СОБОРА О СПИРИТИЗМЕ, МАГНЕТИЗМЕ, ТЕОСОФИИ И ПРОЧИХ ОККУЛЬТНЫХ ВЫМЫСЛАХ.
До Собора со всех сторон доходят сетования о том, что люди погрузились в темныя средневековыя, а вернее, древне-языческия суеверия; в истинах Евангелия, в священных догматах Православной Веры готовы сомневаться, и склоняют уши и сердца свои к нелепым басням древне-языческой религии Индии и новым вымыслам праздных фокусников. О сем пишет Св. Апостол Павел к Тимофею: „будет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратят к басням" (2 Тим. 4, 2. 3). Самому Тимофею Апостол дал такое повеление: „негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (I, 4, 7).
Почему же эти басни и теперь полюбились христианам? — правда не истинным христианам, — но колеблющимся. —
Не будем пояснять, почему люди вообще колеблются в вере, но укажем на причину усиления суеверий в настоящем беженском положении русских эмигрантов. Суеверия умножаются при напряженном ожидании дальнейшей неизвестной участи нашей человеческой жизни; когда исходы ея невозможно предусмотреть разумным способом. Так, земледельцы, которых благополучие зависит от урожая, а урожай от неизвестной заранее летней погоды, стараются непременно предугадывать ее, и нет конца относящимся сюда разным повериям иногда смешным, а по большей части совершенно неосновательным. Семейная жизнь людей, особенно женщин, зависит главным образом от счастливаго или неудачнаго брака их с женихами, часто мало еще знакомыми невесте и ея родителям!.. И вот, то событие, которым определяется жизнь молодой четы, т. е. свадьба, соединяется со множеством суеверий, как в деревенских кругах, так и в интеллигентных. Точно также окружены суевериями путешествия, мореплавание, азартныя игры, экзамены, эпидемии, выступления на войну,  смелыя торговыя предприятия и т. п.
Не могут люди разумно предусмотреть будущих судеб своих при подобных волнующих обстоятельствах, а узнать что-нибудь непременно желают, и вот, для утешения себя обращаются к „басням", как выражается Св. Апостол Павел. А так как на всякой человеческой слабости легко могут нажиться недобросовестные корыстолюбцы, то и вокруг человеческой склонности к суевериям уже давно начали вырастать целые полки волшебников, ложных пророков, медиумов, магнетизеров, оккультистов, теософов, хлыстов и всяких других обманщиков, не желающих зарабатывать себе хлеб честным трудом, но обманами простодушных ближних. Обманы эти, конечно, приходится им облекать в модныя и приятныя для современнаго поколения формы.
Так, лет 50 тому назад, отвергали у нас и философию, и историю и, конечно, Откровение Божие и богословие, а признавали только „опытное знание" — опыты физические и, вообще, „естественно-научные", тогда появились спириты, которые облекали свои обманы и поверия своих жертв в формы как бы самых точных физических опытов: заставляли вертеть столик, выстукивать ответы ножками мебели или чайными блюдцами, и так дурачили легкомысленную публику.
Прошло затем время огульнаго отрицания творческаго разума в людях и сердечных откровений; пошла мода на философию и мистицизм, русским людям надоело слепое поклонение западно-европейской моде и жизни; стали интересоваться жизнью древняго Востока. Тогда сейчас же появились иного рода обольстители: необуддисты, теософы, магнетизеры, оккультисты; они стараются доказывать, будто учение древних индийских язычников не только ничем не ниже учения Христова Евангелия, но во многом даже выше его; они пользуются естественным стремлением осиротелых душ сохранять общение с умершими родными и друзьями, но вместо указанных Богом молитв об упокоении их душ и благодеяний в их память, они распространяют языческое суеверие о переселении душ из одного тела в другое и тем устанавливают самое легкое отношение к прелюбодеянию и даже к самоубийству, отрицая учете Евангелия о вечном осуждении нераскаянных и заменяя его баснями о более продолжительном только переселении для тяжких грешников.
Так опора всех этих суеверий в человеческом себялюбии и лености; и, конечно, никакое образование, никакая ученость не может оградить человека от подобных лукавых суеверий, потому что к его услугам сейчас же появляются составленныя лжецами брошюры, и даже самыя суеверия эти названы науками: оккультическими, теософическими и т. п., как в средние века были, кроме химии и астрономии, еще алхимия и астрология.
Но особенно тяжко бывает слышать от некоторых жертв подобных заблуждений такия речи: „Я и в Бога уверовал благодаря спиритизму, который убедил меня в бытии сверхчувственнаго Mира”. Что надо говорить им на это? Такой веры Богу не нужно, и она не спасительна. Bера в Бога, Который находится в распоряжении фокусников, Который подчиняется вертящимся столам и высылает души умерших дурачащимся праздным людям: такая вера едва ли лучше неверия (ибо последнее не бывает продолжительно), но также противна Господу, как и вера в Ваала и Астарту, в Венеру и Юпитера, покровительствовавших человеческим страстям и усыплявших их совесть. О такой вере вот что пишет Св. Апостол Петр во втором послании: „лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи" (2, 21, 22).
Теперь приведем слова Св. Библии и Св. Церкви, прямо направленныя против суеверий, во всем подобных современным лжеучениям и повериям. Вот что изрек Господь чрез Моисея: „не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам, не ходите и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19, 31). Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадалка, ворожея, чародей, обаятель, вызывающей духов, волшебники и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед  Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор. 18, 10-12). Подобное же говорил Господь чрез пророка Исано : „Когда скажут вам обратитесь к вызывателям умерших, к чародеям, к шептунам и чревовещателям, тогда отвечайте — не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровениию.” (Ис. 8)
Спириты и теософы любят повествование о вызове Аэндорской волшебницей тени Самуила. Да, в священной истории было два случая, когда Господь даже чрез суеверия людей открывал Свою волю. Так, Он открыл и Христово Рождество чрез персидских магов, так что „звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися солнцу правды”; но волхвам-язычникам не знавшим истиннаго Бога, их гадания, конечно, не были поставлены в вину, а что постигло Саула, за то, что он, праведно изгнавший из Иудеи всех волшебников и гадателей (I Царств. 28, 3), потом в час смертельной опасности обратился к волшебству? Об этом не любят говорить спириты и оккультисты, да, впрочем, они и сами обыкновенно не знают, — а вот что говорит Св. Библия: „Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал перед Господом, за то, что не соблюдал слова Господни и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он умертвил его и передал царство Давиду, сыну Ессееву (I Паралип. 10, 13, 14). За такие же грехи был отвергнут Богом и позднейший царь Манассия, который ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников (I Ц. 21, 6). — Много тяжких грехов было за Саулом, но ни одним из них он так не прогневал Господа, как своим спиритическим покушением. Пусть же не говорят спириты, оккультисты и теософы, будто в их повериях и деяниях нет ничего погрешительнаго. Саулов грех был во всем подобен греху тех наших беженцев, которые занимаются оккультизмом. Так же, как они, он в тяжелую годину, пред лицом неизвестности, в угнетении и страхе за будущее обратился к вызывателям умерших и за то пострадали и семья, и весь род его.
К стыду России, те сыны ея, которые считают себя образованными, в большинстве почти вовсе не ознакомлены с наиболее ценной на земле книгою — со Св. Библией; но они еще менее знакомы с законоположениями той Церкви, к которой они себя причисляют, и даже по большей части не знают, что именно разумеется под этими законоположениями, которыми утвержден и самый состав Св. Библии и осуждены все подложныя евангелия и подложныя послания. Законоположения церковныя, т. е. законы Св. Духа, открытые человечеству чрез Вселенские Соборы, изложены в сравнительно небольшой книге, носящей название: Книга Правил Св. Апостол и Св. Вселенских и поместных Соборов (утвержденных Соборами Вселенскими) и Св. Отец (утвержденных также VI и VII Вселенскими Соборами). Предки наши, если были мало-мальски грамотны, знали эту книгу так же хорошо, как воины знают воинский устав, но наши современники в большинстве даже не знают о существовании такой книги, которую до революции можно было приобрести за 60 копеек в любой лавке с продажей книг  духовнаго содержания.

неведении Божественных правил, или канонов, то, конечно, едва ли бы кто решился связываться с медиумами, оккультистами и т. п. обманщиками.
Итак, вот что постановил о волшебствах разнаго рода Шестой Вселенский Собор (правило 61): „Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыть, — согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадание о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов; закосневающих же в сем и не отвергающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет Апостол. Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же, согласие Христа со велиаром?" (2 Кор. 6, 14—16).
Святаго Анкирскаго Собора правило 24:
„Волхвующие и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в дом свой, ради изыскания волшебств или ради очищения, да подвергаются правилу шестилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания и два лета молитвы без приобщения Св. Таин".
Св. Василия Великаго правило 65:
„Покаявшиеся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время положенное для убийцы с распределением сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе".
Правило 72:
„Предавший себя волхвователям или неким подобным, да будет епитимией столько же времени, сколько убийца" (Ср. Вас. Вел. 7, 81-83) (Григория Нисскаго 3).
Итак, видите, каким тяжким грехом почитает Господь всякаго рода волшебство. Грех этот не становится меньшим от того, что его называют новым именем — спиритизмом, магнетизмом, теософией — или прикрывают вновь выдуманными суеверными терминами — астральныя тела, оккультныя силы и т. п., как и преступление детоубийства не облегчится на суде Божием тем, что его называют абортом (Напоминаем правило Василия Великаго (2-ое, 8-ое), по коему вытравление плода наказывается так же, как детоубийство) или безчеловечное избиение беззащитнаго товарища — от того, что его называют теперь активным бойкотом, — или грабеж, хотя бы он и назывался экспроприацией.
Если же скажут нам в оправдание волшебства: что же нам делать, когда душа измучилась мыслью об оставшихся в Советской России родных, быть может, томящихся в тюрьме или зверски замученных? Если мы сами измучились на чужбине вдали от родины и не можем не пытаться узнать что либо о времени нашего возвращения? Если терпению нашему приходит конец? Если мы не можем более томиться в неизвестности? — Ответ на это самый простой: — Ведь и при спиритических средствах ничего не узнаете, и сами серьезно им не верите, а прибегаете к ним лишь как к временному самообману, после котораго еще печальнее бывает возвращаться к печальной действительности, как после тяжкаго похмелья.
Не здесь, возлюбленные соотечественники и соотечественницы, исцеление от облежащих нас скорбей, а в молитве, в покаянии, в призывании Божественнаго милосердия, в обречении себя на полную покорность воле Божией, в убеждении, что всякое зло может произойти только по нашей злой воле, а все страдания, независящия от нея, посылаются нам от Бога для нашего блага, для нашего вразумления. Вот почему и все молитвенныя прошения наши, излагаемыя в церковных ектениях, заканчиваются изъявлениями такой же покорности Господу, даст ли Он нам просимое или нет. К такому настроению воли призывает вас Церковный Собор, и сими словами заканчиваем мы свое послание: „Пресвятую Богородицу со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим".
Председатель Собора Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий.

Церковные ведомости издаваемыя при высшем русском церковном управлении Заграницей . 1(14)- 15(28) августа 1922 г. Сремски Карловцы.

http://www.diocesedegeneve.net/index.php?option=com_ponygallery&Itemid=36&func=detail&id=2470#ponyimg

К сожалению в этом источнике отсутствует одна из страниц газеты с текстом Послания. Должен сказать, что в паре зарубежных библиотек из подшивки газеты были вырваны именно страницы  с этим посланием (например, в библиеотеке Университета в Хельсински).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments