диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Как защищают Патриарха

Руководитель патриаршей пресс-службы выступил с каноническим толкованием воскресной патриаршей проповеди:


"Очень примечательная реакция на слова Патриарха во вчерашней проповеди. Как забеспокоились многие, как закачались основы бытия, как вдруг заволокло небо мрачными тучами. У одних - холодный ветер Средневековья, у других - отсылки к Основному закону и его Гаранту.

И нет, конечно, никакого непонимания, никакой ошибки интерпретации. Есть просто очень понятная и очевидная для всех, как и всегда, Правда. Но Правду ведь часто невозможно признать, поскольку она нарушает нашу свободу совершать грех. Так что обличители Патриарха тем самым обличают себя в готовности закрывать глаза на Правду. И об этом как раз во вчерашней проповеди: "Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие".

И на всякий случай нужно зафиксировать также следующее - Патриарх не предлагает отменять или оспаривать права человека, но отмечает необходимость определить правам личности их законное и правдивое место в иерархии ценностей".
https://www.facebook.com/people/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2/100000929212448


О первом абзаце. Сопоставление любых слов и поступков с Конституцией не есть нечто недостойное. И противоречие тут было вполне очевидное:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» - Конституция.

Пересказ проповеди Патриарха Интерфаксом (то есть помощниками Волкова): "Он напомнил, что в Новое время универсальным критерием истины стал человек и его права". С такой оценкой: "Убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь. Многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли".


О втором абзаце апологии Волкова: про очевидную и понятную Правду с большой буквы.
Вообще-то с этой идеей в начале 90-х в России пришли сектанты. "Вот Библия. Это слово Бога. Это Правда. Надо точно жить по ней".
Про множественность интерпретаций одного и того же текста, историко-культурных контекстов, про сознательные и бессознательные, социальные, классовые и личные мотивы, по которым читатель перетолковывает текст, те баптисты-неофиты, понятно, не знали. Но сын профессора филологического факультета МГУ должен был бы знать про трудности чтения, перевода и герменевтики.

Боевой клич "Так говорит Библия!" - это обычно довольно корыстная уловка, скрывающая императив "подчинитесь мне!".

Волков дает ссылку на другую апологию патриаршей речи. На статью С. Худиева на Правмире. Тот полагает, что Патриарх в начале Великого Поста решил поговорить о засилии гомосексуализма. Хорошо. Пусть так. Значит, именно в этом вопросе библейская и христианская Правда проста и очевидна?

К сожалению, и это не так. В моей жизни не раз бывало, что при встрече с инославным я с радостью доставал из памяти аргументы из семинарских уроков по сектоведению и "сравнительному богословию". И вдруг обнаруживал, что они "не работают". Что их убедительность впечатляет лишь православных семинаристов, но не, скажем, католических профессоров.

К моему крайнему удивлению, оказалось, что даже вроде бы однозначное библейское осуждение мужеложества не помешало созданию целой школы как бы христианской "гей-френдли теологии". Причем и в наших монастырях и епархиальных управлениях, и в западной прессе.
Один из аргументов наших епископов: "Главное - польза Церкви. Неважно, что отец Н.гомосексуалист. Он предан мне и Церкви. Он не отвлекается на семью и детски сопли. Не просит у меня денег. Не шантажирует меня своими детьми. Готов к любому перемещению по епархии. Для церкви от него польза, а его спальня это его личные отношения с Богом".

А в западном мире ссылка на библейское осуждение мужеложества парируется широко известной "юмореской":

"Дорогая редакция "Христианского радио"!. Выражаю вам свою глубочайшую признательность за Ваши труды в области просвещения невежественных в соответствии с Божьим Законом. Я очень много вынесла из вашего шоу, и я стараюсь поделиться этими знаниями со всеми знакомыми мне людьми, однако я нуждаюсь в вашем наставлении относительно некоторых законов:

1.Когда я сжигаю быка на алтаре, я знаю, что аромат жертвы приятен Господу (Левит 1:9) . Но у меня есть проблема: соседи утверждают, что этот запах им отвратителен. Должна ли я покарать их?

2.Я бы хотела продать свою дочь в рабство, как мне разрешено в Исходе, 21:7. Как вы считаете, какую цену было бы прилично запросить за неё на сегодняшний день?

3.В Левит 25:44 сказано, что я могу владеть рабами, будь то мужчины или женщины, но брать их из соседних народов. Мой друг говорит, что это относится к мексиканцам, но не к канадцам. Можете ли вы разъяснить этот вопрос? Почему я не могу иметь раба-канадца?

4.Мой сосед зарабатывает себе на жизнь, работая по субботам. В Исходе 35:2 ясно сказано, что ему надлежит умереть за такой грех. Должна ли я, повинуясь моральному долгу, убить его собственноручно?

5.Мой друг говорит, что хотя есть устриц – это мерзость (Левит 11:10), всё-таки это меньшая мерзость, чем гомосексуализм. Я не согласна. Можете ли вы разрешить наш спор?

6.Большинство моих друзей-мужчин стригут волосы, в том числе бреют бороды, хотя это строго запрещено в Левит 19:27. Как они должны умереть?

7.Мой дядя – фермер. Он бросает вызов Священному Писанию, так как осмеливается сажать различные культуры на одном и том же поле, а жена его носит одежду из двух сортов волокон. Кроме того, он часто ругается и даже богохульствует! Действительно ли необходимо созывать весь город для того, чтобы побить их камнями, как сказано в Левит 24:10-16? Не можем ли мы просто сжечь их в тихой семейной атмосфере?

Мне известно, сколь глубоко вы изучали Священное Писание, поэтому я уверена, что вы сможете мне помочь. Спасибо вам ещё раз за напоминание о том, что слово Господа вечно и незыблемо».

Богословские споры в мире христиан неизбежны хотя бы в силу дву-составности христианской Библии. Что из Ветхого Завета, его ритуальных и дисциплинарных норм актуально для христиан - об этом мы будем всегда спорить. Например, по вопросу о том, должны ли быть голова мужчины покрыта при молитве.

В Новом Завете сказано, что мужеложники Царства Божия не наследуют. Но этот грех идет в столь всеобъемлющем списке иных грехов, что практически каждый может себя в нем найти: "неправедные, блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, хищники". А тут еще и монахи так истолковали "малакию", что почти все подростки оказались вне Царства Божия.

Вот почему гнев наших проповедников из этого списка избрал своей мишенью не пьяниц и воров, а именно гомосексуалистов (вдобавок не отечественных, а зарубежных)? Это опять к вопросу о том, насколько текст зависим от читателя и его произвола.

Умный и образованный человек знает про сложность своих отношений с текстом. Если же он настойчиво уверяет, что его самого тут (на кафедре) нет, и он всего лишь озвучивает Слово Божие, то, значит, перед нами циничный манипулятор. И от его "избранных цитат" тем более стоит постоять подальше.


Третий абзац апологии Волкова - "Патриарх не предлагает отменять или оспаривать права человека, но отмечает необходимость определить правам личности их законное и правдивое место в иерархии ценностей".

Увы, вот именно этих слов в проповеди Патриарха не было. Если бы Патриарх каждый раз, касаясь этой темы, повторял, что права человека святы и должны соблюдаться, но человеку нужны не только права, но и повод для свободного частичного отказа от них, для служения - скандала не было бы.

Кроме того, критика свобод и прав человека в стране, где пространство этих прав и свобод на глазах сужается, это не очень симпатичный и отчетливо политический проект.


***
При прослушивании проповеди Патриарха очень неприятно удивило, что он воспроизвел давно разоблаченную сказку про тот, как святой Николай избивал Ария на Вселенском Соборе. Интересно, митрополит Кирилл в былые годы эту сказку тоже пересказывал?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 348 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →