диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Прозорливое "православие.ру"

http://www.pravoslavie.ru/92497.html



Они еще 15 февраля знали о смерти и похоронах Филозова! :)

Публикация примечательна еще двумя чертами:

1. Поиск знамения в небе. Причем в виде самолетов. Кажется, пора создавать самолетное богословие: ведь даже патриарх Кирилл Историческую Встречу в Гаване начал с того, что воздал хвалу самолетам и рассказал Римскому Папе об успехах авиатехники.


2. Реклама раскольников.
Храм "юрисдикции РПЦЗ, под омофором владыки Варнавы Каннского" это канонический мираж:
24 июня 2014 года Архиерейский собор РПЦЗ подтвердил своё решение от 2001 года, согласно которому епископ Варнава был лишён священного сана (http://synod.com/synod/2014/20140703_sobormeeting.html).


Храм построен в 2010 году и стоит на частной территории (ул. Большая Декабрьская, д. 3). Точнее - это офис Бойко-Великого. Официальное название - "Церковь Николая Чудотворца при ГК "Вашъ Финансовый Попечитель"".



Генеральный директор ЗАО «Вашъ финансовый попечитель»- Иоанн Аверьянов, сын бывшего священника Алексия Аверьянова, духовника Бойко-Великого: до 1990 года Аверьянов был священником Русской православной церкви, затем перешел под юрисдикцию Русской православной церкви зарубежом (РПЦЗ), откуда в 1996 году был исключен за двоеженство.
http://www.sova-center.ru/religion/publications/2014/06/d29650/

Он и "освятил" сей храм.
http://www.rus-svyat.ru/news/16/17/

Лишения сана Аверьянов не признал и с тех пор служит самостоятельно.

Независимо от всего этого, интересно само название храма - "Рождества святителя Николая Мирликийского".

"До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля / 11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей Святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской - Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался Святитель Николай, местное торжество по поводу Рождества могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

Специальных исследований вопроса о праздновании в средневековье Рождества Святителя Николая у православных греков, насколько нам известно, не проводилось: в общедоступных источниках никаких свидетельств о существовании у греков такого церковного торжества нет. Но трудно предположить, что на Руси, которая с последней четверти IX века и по первую половину XV века была Митрополией Греческого Патриархата, могли самочинно установить празднование, посвященное Имперскому Святителю. Несомненно, эта духовная традиция имела канонические корни греческого происхождения, следы которых пока остаются утраченными. В пользу этого свидетельствует и то, что одна из сохранившихся церковных служб Рождеству Святителя Николая была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году, когда в Русской Православной Церкви было наиболее сильно влияние греческих Иерархов, когда русские традиции тщательно сверялись с греческими источниками. Службы Рождеству Святителя Николая были недавно изданы Светланой Анатольевной Черкасовой с замечательной научной статьей в качестве предисловия.

В Царствование Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах того времени других Поместных Православных Церквей".http://ruskline.ru/analitika/2011/08/09/rozhdestvo_svyatitelya_nikolaya_chudotvorca/


"Вероятнее всего" дело вовсе не в гипотетическом праздновании этого события на родине св. Николая. Никогда церковь не отмечала дни рождения своих святых. Кроме Христа-Бога. Точнее - тех рождений, которые включены в единый по сути Господский цикл: Зачатие Иоанна Предтечи-Благовещение-Рождество Иоанна Предтечи-Рождество Христово. Это все вкупе с Рождеством Богоматери - история нашего Спасения. То есть - "наша с тобой биография". Рождество св. Николая не имеет к этому никакого отношения.

То, что в северной Руси был культ Рождества св. Николы, это просто свидетельство того, что в фольклоре он считался богом.


Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей :

"Хорошо известно, что св. Николай занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Никола, несомненно, наиболее чтимый русский святой, почитание которого приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа. Это особое положение Николы на Руси неоднократно отмечали иностранные наблюдатели, которые констатировали, что русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу. “Nicolaum sanctum... praecipue venerantur, eumque Divino fere cuitu prosequuntur”, — сообщает, например, о русских Гваньини (1578); ср. аналогичные свидетельства у Перри (1716) или у Седерберга. По словам Одерборна (1582), “Russos omnes S. Nicolaum tanquam Deum adorare”, и это мнение находит подтверждение в свидетельстве самих русских: так, некий инок Афанасий, сторонник еретика Феодосия Косого, заявлял в те же годы: “Николу... аки Бога почитают православнии”.
С. Маскевич писал в 1609 г., что “в случае... убедительной просьбы русские молят не ради Бога или Христа Спасителя, но ради Николы”, и нельзя не признать, что он имел основания так думать: еще в конце XVIII в. встречались священники, исповедующие Николу как Бога. Так, в 1781 г. епископ воронежский и елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот “святителя Николая почитает Богом”, а “о Христе Спасителе никакого понятия не имеет” (“Орловские епархиальные ведомости”, г. IV, 1868, № 23, с. 1858).

Равным образом иностранцы свидетельствуют об особом почитании Николина дня у русских: Де-Ту в начале XVII в. говорит о празднике вешнего Николы как “о празднике, предпочитаемом суеверными москвичами самой Пасхе”, ср. сообщение Мартина Бера, относящееся к тому же времени: “Вербное воскресение... после Николина дня считатся [у русских] важнейшим праздником”.
Опять-таки, и это свидетельство подтверждается русскими источниками: Феофан Прокопович считал нужным учить простолюдинов, “дабы святого Николая не боготворили”, ввиду того, что те “память святого Николая выше Господских праздников ставят”.

Особенно характерно бытующее представление о том, что Никола входит в Троицу: еще в XIX—XX вв. можно встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы.

Соответственно, в фольклорных текстах Никола может смешиваться с Богом (ср.: Федотов, 1935, с. 61—62) и имя Николы сочетается с наименованием Господа (или Троицы) а Богородицы, как бы объединяясь с ними в одно целое, что в какой-то мере соответствует их объединению в деисусном иконном изображении".
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/usp/


***

уже в 12 часов публикация на Православие.ру исчезла. Мониторят, однако! :)

Еще позже: "P.S. Редакция приносит извинения за непрофессионально составленный предыдущий вариант данной новости".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments