диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

А пуркуа бы и не па?

"Таинство брака уже в середине 1930-х гг., в пору массового закрытия церквей, в некоторых районах Воронежской области стали совершать заочно. Священник в ближайшей церкви “венчал” кольца брачующихся, которые затем доставлялись жениху и невесте (Ф. 5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 25–27).

Без священника же, например, в Алексеевском районе Воронежской области уже в середине 1930-х гг. обходились при погребении: с могилы бралась горсть земли и доставлялась в ближайшую церковь (которая тогда находилась в 15–18 км), где над ней совершалось “отпевание”. После этого земля рассыпалась на могиле, и умерший считался похороненным по христианскому обряду (ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 25–27).

Подобным образом в Астрадамовском районе Ульяновской области в середине 1940-х гг. священник “крестил” рубашку вместо ребенка (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 42)".

http://www.pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy-zhizni-v-usloviyah-podpolya-itogi-dvadtsatiletiya-1920-1940-e-gg/#sdfootnote21sym

***

Возмущаетесь? Но вещественный субститут вместо человека при совершении обряда у нас общепринят: когда на Литургии Спасительной Кровьюнапояются частицы хлебушка вместо самого "поминаемого" но отсутствующего в храме (а зачастую и просто неверующего) человека.

А в 19 веке в порядке вещей знатный "крестный отец" не приходил на крестины, а просто милостивно соглашался, чтобы его таковым считали. Ну, может, денежку присылал или иконку... Такое бывало и у царей.

Заочное "отпевание земли" можно было видеть не только "в Алексеевском районе Воронежской области" и не только в 30-е годы. Я это видел в московских храмах.

При желании все это несложно оправдать богословски, причем не только "икономически" ("лучше криво, чем никак").

Богословски это часть очень многогранной темы - "можно ли переносить Божию благодать флягами?" (сухариками, песочком, косточками, тапочками, креслами, и т.д. и т.п.).
Подтема: обязателен ли для переноса благодати с данного носителя на конечного потребителя тактильно-оральный контакт.

В диссертационной работе обязательно должен быть учтен тезис Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что однажды освященное свято навсегда. А также его основополагающее учение о том, что "Чем больше людей, тем больше вероятности, что в каждое мгновение времени из храма идет энергетический духовный поток. То место, где происходит молитва – впитывает энергию, а потом отдает ее людям" (http://www.politsib.ru/news/81999).

Соискатель должен учесть, что если он недостаточно точно, полно и восторженно раскроет эту тему, им самим займется Синодальная Библейско-Богословская Комиссия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 216 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →