диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Версии о святом Спиридоне

"С детских лет святой Спиридон пас овец"
http://www.pravmir.ru/svyatitel-spiridon-trimifuntskij-2/

Но:

Спиридон происходил из весьма обеспеченной семьи, ему принадлежал богатый дом и обширные земли. Он был довольно деятельным человеком, принимал активное участие в общественной жизни родного города, его уважали все местные жители. Несмотря на то что он занимал высокое положение, за советом к нему мог прийти каждый человек.... После смерти жены кончается история благочестивого епископа города Тримифунды, участника первого Вселенского собора, и начинается история святого Спиридона... Сторонясь пристального внимания, Спиридон нанялся пастухом в одну из глухих деревушек.
http://www.taday.ru/text/40023.html


Ждем тома Православной энциклопедии на букву Спи...


Прекрасное древнее греческое Житие см. в переводе (и синтезе) А. Бугаевского

http://spyridon-trimifuntsky.narod.ru/zitie_003.html

Стоит обратить внимание на отношение св. Спиридона к арианствующему императору Констанцию. Это 340 год, а уже чрез три года реально прольется кровь православных мучеников, убиваемых арианами (в Адрианополе казнены 10 человек, св. Афанасию Великому угрожала смертная казнь). В Житии Димитрия Ростовского Спиридон вообще не касается темы догматики, а хлопочет о льготах для духовенства.
"согласно увещаниям сего святого, Император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань Царю смертному".

Кстати, "по свидетельству Либания, только брадобреев у Констанция было 1000 человек и столько же поваров. Аммиан Марцеллин сообщает, что ставший императором после Констанция Юлиан был изумлен количеством брадобреев и других слуг своего предшественника получавших большой годичный оклад, а кроме того много богатых подачек".

А вот кто и как имеет право сокращать службы:

"Какое-то важное дело вынудило Спиридона отправиться туда во время нестерпимой жары. В Эритре владыка пошел в храм и, поскольку летний зной и дальняя дорога сильно его утомили, епископ попросил местного дьякона не затягивать службу. Однако честолюбивый клирик, мечтавший о напрасной, земной славе, продолжал медленно, напоказ возносить молитвы[37]. Духовными очами богомудрый старец увидел пагубную страсть строптивого селянина к тщеславию и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул:

– Замолчи, творец ослушания!

Дабы всякое непослушание получало праведное воздаяние (Евр. 2, 2), Господь без малейшего промедления лишил голоса дерзкого служителя, и он, открывая рот, издавал лишь невнятные звуки".


Поражает честность автора Жития:
"Хотя история не донесла до нас повествования о дальнейшей судьбе (язычника) Олимпа Палеура, знай, читатель, – чудо, совершенное Тримифунтским епископом, не было тщетным деянием, оно душеспасительно для всех, кто видел и слышал о нем". Менее честный агиограф наверняка сделал бы Палеура монахом. Впрочем, сам составитель об этом говорит: "Окончание деяния святителя Спиридона в доме Палеура претерпело искажение не только в поздних греческих, латинских и славянских рукописях жития, но и в целом ряде относительно древних редакций текстов, составленных епископом Феодором. В них сообщалось о крещении Олимпа Палеура. Однако в древнейших редакциях текста епископа Феодора – Cod. Hier. Sab. 259 и Сod. Laur. XI, 9, – наиболее приближающихся к первоисточнику, сообщается, что Олимп остался идолопоклонником. Этому достоверному повествованию мы и последовали в изложении деяния святителя Спиридона в доме Палеура".
Димитрий Ростовский, конечно, приводит именно "багчсевтиую версию".


Жаль, что нет иконы, в основу которой было бы положен вот этот рассказ: "Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску". Для общения с панками пригодилась бы...

Нота бене:
"Существует весьма распространенная легенда о наглядном доказательстве единства в Святой Троице, которое явил на Соборе Спиридон. Святитель взял кирпич, стиснул в своей руке, и в то же мгновение из него вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в ладони чудотворца. Сие есть три стихии, – воскликнул Спиридон, – а кирпич один, так и в Пресвятой Троице три Лица, а Божество едино. Однако ни у кого из древних агиографов и историков Церкви нет никакого упоминания об этом чуде. Поэтому при изложении деяния святителя Спиридона на I Вселенском Соборе, как и при изложении других его прижизненных деяний, мы пользуемся теми сведениями, которые содержатся только в достоверных первоисточниках".

Кстати, это чудо и толкование нимало не говорят в пользу Троицы. Скорее - толкают в сторону совершенно ложного представления о соотношении природы и Ипостасей в Троице.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 313 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →