диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Красный Первомай

В 2016 году Пасху и Праздник Труда россияне отмечают в один день — 1 мая. В некоторых городах, например в Крыму и Сургуте, первомайские демонстрации отменили, другие регионы решили совместить два праздника. Rus2Web поговорил с протодиаконом Русской православной церкви (РПЦ) Андреем Кураевым и руководителем православного медико-просветительского центра «Жизнь» Максимом Обуховым о том, стоит ли православному человеку смущаться таких совпадений.

Андрей Кураев

Не думаю, что совпадение первомайской демонстрации и Пасхи — это большая проблема. Во-первых Первомай — это праздник не советского происхождения (праздник появился в Австралии в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня — прим). Во-вторых, совпадение праздников было бы проблемой, если бы мы жили во Франции, например, или в Германии, где есть трудовое движение и где профсоюзы серьезно занимаются своей работой. А Первомай в России — это фейк. Можно считать 1 мая — Днем весны, но в этом случае — это обычная бытовуха.

Если бы у нас была реальная первомайская демонстрация, можно было бы обсуждать и спорить, потому что первомайские шествия — это метод классовой борьбы, это демонстрация политической воли, это определенное противостояние и средство давления на власть и работодателей. Тут бы встал серьезный вопрос, а стоит ли проводить демонстрации в Пасху, в день примирения. Хотя даже в таком случае бывают ситуации, когда трудовое население загнано в столь бесчеловечные условия, что и крестный ход иногда должен был бы влиться в трудовой протест.
Но у нас такого не планируется и об этом речи не идет. Поэтому, я считаю, что самое здравое решение для не религиозного человека, который не празднует Пасху, посмотреть 1 мая замечательный советский сериал «Рафферти» о жизни коррумпированных профсоюзных американских боссов и узнать в этих образах знакомые российские лица.

http://rus2web.ru/mneniya/svyashhennosluzhiteli-o-pasxalnom-pervomae.html

В этом году Пасха совпадает с Первомаем. А можно ли совместить православному человеку Пасху с маевкой?

- Все зависит от того, как понимать Первомай. Если понимать его в изначальном смысле, то совмещение 1 мая с Пасхой невозможно, - сказал нам Андрей Кураев. - Потому что изначально 1 мая – это день классовой борьбы, а Пасха – это день всеобщей радости и примирения. И демонстрация недружелюбных чувств к кому-то в этот день неуместна.

Первомай – это профсоюзный рабочий праздник, который выдвигает вполне конкретные материальные и земные требования (оплата труда, медицинские и социальные гарантии), а в день Пасхи, с точки зрения христианства, стоит думать не об этом.

Но о том, чего добиваются профсоюзы, думать тоже нужно, просто это лучше делать в другой день. В нашей стране, к сожалению, об этом совсем не думают: профсоюзы кастрированы, они лишены микрофона, и мы видим по телевизору только забастовки рабочих в Германии или Франции. При этом совершенно ничего не слышно о требованиях профсоюзов в самой России. Поэтому Первомай, как праздник, утратил свой смысл независимо от того, совпал он с Пасхой или нет.

Первого мая, с точки зрения профсоюзного движения, стоит посмотреть старый советский фильм «Рафферти» о продажных профсоюзных боссах. И, посмотрев его, лучше просто отметить День весны, забыв о первоначальном смысле праздника. Но у нас Пасха, а это совсем другое дело.

- Как вы относитесь к традиции ездить в день Пасхи на кладбища?

- В советские времена люди ездили в Пасху на кладбища потому что кладбище было пограничной территорией между практически запрещенной церковью и неограниченной советской властью. Если кого-то увидели в Пасху на кладбище, то он мог сказать: я не знаю ни про какое воскресение Христа, я к родным на могилку приехал. Вот снег сошел, мне холмик подправить надо. Ощущение того, что в этот день необходимо приобщиться к вечности, люди прятали на кладбищах. В храм в коммунистические времена в этот день коммунистам и комсомольцам было идти боязно и стыдно, а в кладбищенскую церковь – можно.

Сейчас совсем другие времена. Церковный устав вовсе не предполагает посещения могил и кладбищ, и даже молитв об усопших, в первые восемь дней Пасхи.

Поэтому в Пасху, безусловно, нужно вспомнить всех своих родных и близких, в том числе и уже ушедших, но ехать на кладбище не нужно. Для этого есть Радоница – вторник второй недели после Пасхи, день поминовения всех усопших, Родительский день. А Пасха – это день жизни, в этот день нужно быть с живыми, с родными. С детьми или стариками, которые еще живы. Их нужно радовать.

- Могут ли в Крестном ходе в ночь на Пасху участвовать люди, которые повседневно не ходят в церковь, или вовсе не крещеные?

- Могут участвовать все, мы никого не гоним. Главное, чтобы люди были трезвыми.Нам не нужны пьяные импровизации.

- Вопрос, который задается уже 2016 лет, но не повторить его вновь невозможно: с какими мыслями нужно проводить субботу перед Пасхой и воскресенье?

- Формальный ответ понятен: нужно думать о Христе и готовиться к Его воскресению. Но фактически я понимаю, что обычные люди готовятся к празднику, а постящиеся - к разговению… Поэтому я все-таки посоветовал бы не перегружать себя хозяйственными хлопотами в субботу. Чтобы в момент службы голова не болела, и ножки не гудели. Все-таки эта служба в ночь с субботы на воскресенье является главным событием всего года, и провести ее нужно в радость, а не выстоять в печали, как некую тягость. Поэтому накануне, в субботу, лучше не перегружать себя бытовыми делами, а отдохнуть...

http://www.mk.ru/politics/2016/04/29/paskha-kak-pravilno-otmechat-pravoslavnyy-prazdnik-rasskazal-andrey-kuraev.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →