диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

"Христос воскресе" на Эхо Москвы

Эфир ведет Татьяна Фельгенгауэр
Т. Фельгенгауэр― Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Я рада приветствовать в этой студии дьякона Андрея Кураева. Здравствуйте.
А. Кураев― Христос воскресе!.. Крикну — а в ответ тишина.

Т. Фельгенгауэр― А что положено отвечать в таких случаях?
А. Кураев― Хотя бы: спасибо, мне уже доложили.

Т. Фельгенгауэр― Это как-то банально. Я вас с этим поздравляю.
А. Кураев― Ну так хоть рассказ Шолом-Алейхема на эту тему не помните.

Т. Фельгенгауэр― Это просто уже настолько заезжено. Поздравляю вас, большой праздник. О празднике поговорим, но чуть позже. А сейчас хотелось бы поговорить о людях, как-то привыкли мы, что общество наше скорее равнодушное, но тут неожиданно как-то все консолидировались, услышав совершенно ужасные новости про питомники, где погибли собаки, кошки. Те, которых удалось спасти, быстро разобрали в семьи. Все-таки милосердие включается, когда речь идет о совсем беззащитных. О животных.
А. Кураев― Я все-таки считаю, что милосердие к людям важнее, чем какие-то добрые чувства по отношению к животным. Хотя да, действительно в Библии сказано: блажен иже и скоты милует. Милует — не в смысле за ухом гладит, а именно дает им пропитание, заботится. Помогает выжить зимой или в каких-то трудных условиях.
Т. Фельгенгауэр― На беды человеческие меньше реагируют.
А. Кураев― Но это и плохо. Это очень плохой маркер. То, что меньше умиляются детьми, чем котятами. То, что легче бывает собрать пожертвования в фонд помощи собакам или амурским тиграм, чем фонд помощи реальным людям. Детям. Это как-то не очень хороший маркер, вновь скажу.
Т. Фельгенгауэр― А вы это чем можете объяснить?
А. Кураев― Наверное, причин будет очень много. Одна из них – наша усталость друг от друга. В наших мегаполисах.

Т. Фельгенгауэр― То есть это просто побочный эффект века 21-го.
А. Кураев― Эффектов много, но есть и средства борьбы с некоторыми эффектами. А здесь еще и советская традиция не предполагала такого рода индивидуальную инициативу. Считалось, государство обо всех заботится. Ну чего ты от меня хочешь? Ппартия подаст! Вместо фразы «Бог подаст». И идешь дальше к коммунизму или к своей личной жизненной цели. Кроме того и церковная жизнь, и жизнь всех религий Советского Союза были редуцированы до обрядовости. То есть любые социальные проявления, самоорганизация, волонтерство, благотворительность – это все было под запретом. Причем официальным и гласным. И довольно действенным. И как ни странно, это довольно многим церковным профессионалам нравилось.
Read more...Collapse )
Т. Фельгенгауэр― Это очень важное замечание. А то на прошлой неделе все обсуждали, как студентка задала вопрос: почему в церкви все за деньги, и ее назвали «свинюшкой», которая ничего не знает и ничего не понимает.

А. Кураев― В советские времена для меня помнится, был тоже вопрос: что лучше - целлулоидные улыбки американских продавщиц, вообще менеджмента по работе с клиентами или же наше искреннее сердечное хамство. Вот что лучше - не знаю. Когда беседуешь с католическим епископом один на один это ну, просто мистер обаяние. Умница, эрудит, самоироничен, с чувством юмора. Посмотришь на него, думаешь: Боже мой, ну когда же наши епископы такими станут! Но если доводится видеть несколько католических епископов одновременно и слушать их одновременно или по очереди, то возникает некое чувство ужаса. Потому что понимаешь, что это конвейерное производство. Это штамповка. Очень качественная, но штамповка. И вот эта история, что была в Самаре, для меня ставит все тот же вопрос об улыбках продавщиц. Потому что с одной стороны самарский митрополит явил жуткий непрофессионализм, по-современному говоря. Человек такого уровня должен быть готов к таким ситуациям. Разбаловались, елки-палки, наши епископы, привыкли за четверть века жить в тепличных условиях. Все им только за ушком чешут и пяточки лижут. Они абсолютно не готовы к нормальному человеческому дискуссионному разговору. Все должны перед ним стоять в такой позе на цыпочках: чего изволите, ваше преосвященство. А малейшее несогласие, ирония - и сразу психологический, поведенческий срыв. Это очень опасный признак социальный. Я бы сказал предреволюционный, если честно. Владыки, носик опустите немножко. Слишком уж вы высокого мнения о себе. Опуститесь чуть пониже на землю. Да, это непросто грех это именно непрофессионализм. Дом колхозника в сравнении с католической консерваторией.
На Западе высшие священники специально готовятся к этим ситуациям. Это у них не первое десятилетие. Там все, что угодно уже произошло и неоднократно в их истории. И поэтому есть некие сценарии психологические и продуманные заранее, заготовки на такого рода случаи жизни. Но мы не учимся. Вот сегодня новость для меня номер один, о которой даже в блоге еще не писал. Полгода назад произошла трагедия в Румынии. В Бухаресте. В ночном клубе был пожар, 61 подросток там погиб. Кто-то сгорел на месте, кто-то потом в больнице. И через несколько дней стало скандалом в Румынии в блогосфере и на телевидении, что патриарх Даниил приехал на поминальную службу по этим молодым людям в соседний храм. Журналисты встретили его вопросами: почему так поздно, где вы были предыдущие дни? Глава католической церкви Румынии приехал на следующий день на место пожара, встал на колени на пороге этого сгоревшего клуба и молился за этих погибших ребят. Никто из православных священников туда не вошел. А православный патриарх приехал только через 3 дня и к клубу не приблизился. Только в храме. Когда он выходил из храма и шел в свой лимузин, по дороге его журналисты и атаковали с камерами. И отвечал он явно с раздражением. То есть он, по сути, говорил правильно, что молимся в храмах. Там произошла трагедия, но место молитвы здесь. Он даже сказал, что из своих денег всем пострадавшим оказал помощь. Но его интонация стала скандалом. А сегодня на сайте патриархии вижу сообщение, что патриархия официально выражает свои соболезнования, и на 9 мая назначили специальную поминальную службу. То есть понимаете, они пробуют учесть свои ошибки. Все-таки Румыния это тоже Европа.
Т. Фельгенгауэр― Мы, видимо, пока нет. Спасибо большое. Андрей Кураев сегодня был гостем программы «Особое мнение». До свидания.
Subscribe

  • Пути и беспутья русской интеллигенции

    2 истории: 1. В 1846 г. уже крещеный прадед В. И Ленина Дмитрий Бланк направил императору Николаю I послание, в котором призывал создать российским…

  • Рекламная служба

    Да, а служба в армии - это просто возможность посмотреть мир. И сериал "Бригада" это тоже просто про настоящую мужскую дружбу. А "Троица" Андрея…

  • Немножко хтони

    В библейских текстах Ветхого Завета есть множество прямых повелений и описаний религиозных войн. Они ведутся по повелению Бога и своей целью ставят…

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 173 comments

  • Пути и беспутья русской интеллигенции

    2 истории: 1. В 1846 г. уже крещеный прадед В. И Ленина Дмитрий Бланк направил императору Николаю I послание, в котором призывал создать российским…

  • Рекламная служба

    Да, а служба в армии - это просто возможность посмотреть мир. И сериал "Бригада" это тоже просто про настоящую мужскую дружбу. А "Троица" Андрея…

  • Немножко хтони

    В библейских текстах Ветхого Завета есть множество прямых повелений и описаний религиозных войн. Они ведутся по повелению Бога и своей целью ставят…