диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Подмена обвинения

"В каждую эпоху внутри Церкви возникает некое ложное понимание того, с кем можно общаться, а с кем общаться не следует. Вот и в нашу эпоху у некоторых есть представление, что ни в коем случае нельзя общаться с представителями иных христианских конфессий и различных верований. Как в свое время апостолу Петру (тут в видео-записи речи патриарха весьма путаный момент, который при редактуре был выброшен - А. К.) , так и нам сегодня говорят: «Не надо ни с кем общаться, а только с верными!». Но как святые равноапостольные Кирилл и Мефодий пошли к неверным хазарам, к славянам-язычникам — тем самым, которые древние византийцы называли «россами», которые жили на юге теперешних России и Украины, нашим далеким предкам, — как они пошли затем в Моравию и другие славянские области, встречались с неверными, язычниками и проповедовали им слово Божие на родном для них языке, так и вся Церковь Христова призвана идти апостольским путем, общаясь со всеми, кто готов нас слышать, и неся всем, с кем мы встречаемся, то свидетельство, которое мы призваны передавать другим, повторяя подвиг апостолов, подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия".

http://www.patriarchia.ru/db/text/4476038.html

Я не отношусь к числу помянутых "обвинителей". Но все же замечу, что обвиняют они ОВЦС и МП в другом: не в общении как таковом, а в молитвенном со-общении, со-служении, в декларациях о наличии уже или еще отсутствующего единства.

И их позиция будет убедительна до той поры, пока церковное руководство не примет честного и открытого решения о ревизии канонического предания православия. Но даже пресловутый "Великий Собор" побоялся поднимать эту тему. И тем самым стал заложником своей же пастырской импотентности.

Программа этой ревизии довольно очевидна:
Первый шаг - отречение... Нет, не от сергианства или экуменизма. А от "богословия роскоши".
Второй шаг - переход от призывов к воздержанию к реальному его осуществлению. То есть редуцирование своего демонстрируемого уровня потребления с элит+ до среднего. Это касается и машинок, и ВИП-залов в аэропорту, и стоимости облачений, и меню, которое спускается из епархий на приходы для встречи "любимого владыки".
Третий шаг - открытость церковных бюджетов: сколько откуда пришло и на что истрачено.
Четвертый шаг - изменение интонации и стиля общения с рядовым духовенством и рядовыми же прихожанами. Ну то есть, чтобы с каждым сельским батюшкой владыка говорил так, как если бы тот был женат на любимой сестре губернатора.

И вот когда церковь увидит, что ее владыки могут не только принимать ритуально-правильные позы на кафедрах и амвонах; когда церковь увидит в них христианскую жизнь; когда церковь увидит, что это не просто клуб заигравшихся "реконструкторов" - вот тогда у них может появиться авторитет, позволяющий предлагать церкви ответственные решения и перемены.

Если в "преемниках апостолов" будет сквозить хоть что-то апостольское, то они смогут честно сказать о своем отношении к т.н. "апостольским правилам", тем, которые и в самом деле запрещают не только со-моление с еретиками, но и бытовое общение с ними и даже вкушение пищи за одним столом.

А пока они обречены на лицемерие: на словах давая и требуя присяги и верности отеческим установлениям и канонам, на самом деле ежедневно нарушать те или иные из них и понимать, что полное исполнение всех канонов просто нереально.



***

Кстати, процитированные слова Патриарха прошу зарубить на своих носах тех его апологетов, кто обвиняет меня в том, что я даю интервью "либеральным" масс-медиа. Также ради честности они могли бы подсчитать - сколько раз в ходе каждого такого эфира я оспариваю позицию ведущих.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →