диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Как могло бы быть на Великом Соборе. О постах.

Скобей Г. На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви // ЖМП 1972, № 4

IV Всеправославное Совещание в Женеве 8—15 июля 1968 года рассмотрело ряд вопросов общеправославного характера и значения.
Комиссия на первом собрании рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами. Согласно решению IV Всеправославного Совещания, Поместными Православными Церквами были разработаны следующие темы:

1. Об источниках Божественного Откровения (Константинопольский Патриархат).

2. Более полное участие мирян в богослужебной и прочей жизни Церкви. (Болгарский Патриархат).

3. Согласование церковных правил о посте с требованиями современной жизни. (Сербский Патриархат).

4. Препятствия к браку. Изучение современной практики Поместных Церквей и их церковного судопроизводства и выработка по возможности единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви. (Московский Патриархат и Элладская Церковь).

5. Календарная проблема. Ее изучение в свете решений Первого Вселенского Собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе. (Московский Патриархат и Элладская Церковь).

6. Икономия в Православной Церкви (Румынский Патриархат)


Доклады на эти темы были представлены главами делегаций Церквей, на которые было возложено их изучение. Выступавшие изложили вкратце содержание докладов и ознакомили собравшихся с конкретными выводами и предложениями своих Церквей.

Межправославная комиссия, изучив представленные Поместными Церквами доклады, на их основе, на основе отзывов Церквей и после серьезной и продолжительной дискуссии составила соответствующие документы, которые после изучения всеми Поместными Православными Церквами будут представлены на суждение и утверждение Первому Предсоборному Всеправославному Совещанию.



3. Документ «Согласование церковных правил о посте с требованиями современной жизни» составлен на основе доклада Сербской Церкви, отзывов на него Кипрской, Польской и Чехословацкой Церквей и мнений членов Комиссии.
В документе говорится, что пост является древнейшим обычаем, встречающимся почти у всех народов на протяжении истории. У некоторых народов был известен пост в знак печали или во время подготовления к большим религиозным праздникам. Как религиозно-мистическое законоположение, пост имел место в дохристианских религиях. Он считался не только средством очищения души, но применялся и в целях укрепления телесного здоровья, тем более, что жрецы некоторых религий, в Египте, например, одновременно были и врачами. Моисеев закон сначала налагал на иудеев только однодневный всенародный пост один раз в году (Лев. 16, 29 и 31, ср. 23, 27), но после Вавилонского плена дни поста у иудеев увеличились (Иоил. 2, 15 и 17, ср. Иона 3, 5—8 и др.). Во время поста иудеи совершали покаяние, уменьшали прием пищи и делали разные другие ограничения.

Во времена Иисуса Христа иудеи соблюдали посты, особенно фарисеи, которые постились по понедельникам и четвергам. Иисус Христос не упразднил поста, но освятил его, постившись Сам 40 дней в пустыне перед началом общественного служения (Мф. 4, 1—2). Своим ученикам Иисус Христос дал заповедь, как подобает поститься (Мф. 6, 16—-18). Во многих местах Нового Завета пост рекомендуется как средство воздержания, духовного упражнения и покаяния (Деян. 9, 9; 13, 2; 14, 23; II Кар. 7, 5).

Поэтому пост существует изначала в христианской Церкви. Первые христиане постились по понедельникам и четвергам, затем — в среду и пятницу («Дидахи», VIII, 1).
В вопросе поста в древней Церкви соблюдался дух свободы («Дйдахи», XII). Предпасхальный пост не был определен ни временем, ни способом: одни постились два дня, другие — 40 часов, третьи — еще иначе. И только в первой половине III века предпасхальный пост увеличился до недели.

По-разному понимался и проводился пост. Одни не употребляли пищи до вечера, другие постились по нескольку дней подряд. В некоторых церковных источниках можно найти сообщения о роде пищи в период поста. Св. Епифаний Кипрский (|403) говорит о сухоядении: хлеб, соль и вода (О вере, 22, 10). Апостольские постановления (IV в.) к сухоядению присоединяют овощи. Церковный историк Сократ (V в.) свидетельствует о различном понимании постной пищи, когда говорит, что в посту одни употребляли в пищу только сухой хлеб, другие — плоды и яйца, третьи присоединяли к этому и рыбу, а иные — и птицу.

Пост перед Пасхой с течением времени увеличивался.
Первый Вселенский Собор в 5-м правиле говорит о 40-дневном посте, хотя во многих местах он продолжался две или при недели или иное количество дней. Даже в более позднее время не было единообразия относительно сроков и способа проведения поста. С VII века в Православной Церкви, которая в основном придерживалась 7-недельного предпасхального поста, к этому была присоединена еще сырная седмица. Мало-помалу Церковь под влиянием монастырей выработала постановления о посте. По Студийскому Уставу предпасхальный пост предписывалось соблюдать с особой строгостью.

Рождественский пост и пост в честь святых апостолов — нынешний Петров пост — поначалу были малодневными, затем, по при¬меру предпасхального поста, были увеличены. Однако большая протяженность поста сохранилась только за Рождественским. Преп. Феюдор Студит (+ 826), говоря о посте, перечисляет предпасхальный, Рождественский, святых апостолов и впервые упоминает пост в честь и память Богородицы — нынешний Успенский пост.

Характерно, что все посты, кроме предпасхального, поначалу были обязательны для соблюдения в смысле продолжительности и способа пощения только для монахов. Затем обязательность поста была распространена и на немонахов — клириков и мирян.

Кроме упомянутых постов, Церкви были известны и другие. Так, в некоторых памятниках IX века упоминаются посты в праздник Воздвижения Креста, в канун Богоявления и другие. Итак, устав о посте в Церкви имел свою историю как в отношении способа пощения и рода постной пищи, так и относительно продолжительности. Наблюдалось постепенное увеличение количества постов и их продолжительности, главным образом под влиянием монастырских уставов.

Независимо от истории развития поста, от взгляда на него в разные времена пост для христиан является важным средством духовного упражнения.

Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви констатировала, что многие верующие не соблюдают всех установлений о посте по условиям современной жизни. Это обязывает сделать пост таким, какой может выполняться современным человекам. Изменение действующих правил о посте на менее строгие и более короткие не противоречит принципу поста. Существовавшие в древней Церкви различия относительно продолжительности поста и рода пищи не ставили под сомнение спасение верующих. В «Дидахи» (VI, 1—3) христиане призываются возложить на себя пост, какой кто может понести: те, которые могут нести все бремя Господа, — пусть это делают и будут совершенными, но кто не может — пусть выполняет, что может.
Право изменения распоряжений о посте и их согласования с требованиями современной жизни принадлежит Святому и Великому Со¬бору Православной Кафолической Церкви.

По вопросу о посте Межправославная комиссия предложила следующее:

1) Все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и желающим из священного клира и благочестивого народа.

2) Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте по причине условий жизни, климата, наличия постной пищи, а также с целью сохранения у народа Божия сознания священного установления поста и воздержания, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься как смягчение поста.

3) Соблюдать пост по средам и пятницам всего года, но с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней с праздниками Воздвижения Креста, Усекновения главы Иоанна Предтечи, кануном Богоявления, а также кроме сред и пятниц Святой четыредесятницы.

4) Оставить в силе распоряжения Устава о пище по средам и пятницам сплошных седмиц. Кроме того, разрешить употребление скоромной пищи во все среды и пятницы периода от Фоминой недели до Вознесения.

5) Сохранить продолжительность поста Святой четыредесятницы в существующем виде, согласно указаниям Устава и распоряжению относительно качества и рода пищи на первой и Страстной седмицах. В остальные дни поста — от второй седмицы до Недели ваий включительно — разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц (см. § 3).

6) Относительно Рождественского поста Комиссия предлагает два варианта:
а) или сократить его до 20 дней, начиная его на следующий день после дня памяти св. великомученицы Варвары (см. указания в Типиконе), и на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме пяти последних дней, или
б) оставить его 40-дневным и разрешить рыбу и растительное масло во все дни, кроме трех первых и трех последних дней, в которые соблюдать строгий пост.

7) Петров пост ограничить восемью днями перед праздником в честь апостолов Петра и Павла, когда между Неделей всех святых и этим праздником случится промежуток времени более восьми дней. На всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла.

8) Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, однако разрешить употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц.

9) Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, если они случатся в
среду или пятницу.



***

Вот такой Собор был бы нужен, а не нынешняя бледная немочь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →