диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Священник без подрясника

когда-то был нормой именно по бедности:

"Современная форма подрясника несколько отошла от старой формы. То была не широкая, но и не узкая одежда со средним по ширине рукавом, одежда, застегнутая сверху до низу, одним рядом пуговиц, и потому называется «однорядкой». Впоследствии эта одежда стала называться полукафтаньем. Эта одежда — полукафтанье — была общепринятой для всего православного духовенства на Руси до ХVII в. Нужно оговориться, что беднейшее сельское духовенство в упомянутый период часто не имело специальной духовной одежды по своей материальной бедности, оно носило обычную для всех поддевку. Отличием их духовного звания были головные уборы — малахаи.
Патриарх Никон от греков позаимствовал для духовенства ношение верхней одежды — рясы, греческое же духовенство само заимствовало
покрой рясы от праздничной одежды турок в XVI в.

Вопрос об изменении одежды для клириков не поднимался до появления так называемого заграничного или посольского духовенства, т. е.
до XVIII в. В XIX в. этот вопрос разрешился тем, что заграничное духовенство получило право вне богослужения и вне храма носить одежду, не вызывающую внимания со стороны местного инославного населения.

Однако мы видим, что жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм.

Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения,
но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому. Ясно одно: для храма, для богослужения, для официальных приемов, для церковных учреждений необходимо оставить традиционную духовную одежду.
пастырского служения.

Нередко считают, что длинные волосы, усы и борода являются неотъемлемым признаком внешнего вида православного священнослужителя.
Однако исторические памятники и Священное Писание не подтверждают этого. Апостол Павел, запрещая мужчинам растить волосы, не де
лает никакого исключения ни для кого: «не сама ли природа учит вас, что если муж растит власы, то это — бесчестие для него» (I Кор. XI, 14).

Апостольские постановления, которые обычно относят к IV веку, также говорят, что клирикам «прилично подрезывать власы». «Не носить клирикам длинны хволос подобно блудницам и не давать доступа для тщеславия под видом праведности...», но клирикам не должно быть
«с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераписа».

Начиная с IV в., мы имеем ряд свидетельств о практике пострижения волос у клириков.
Об этом говорит и 21е Правило Трулльского собора.
Древняя иконография и лицевые рукописи имеют изображение святых с остриженными волосами.
В древние времена в Восточной и Западной Церкви одинаково существовал обычай выстригать волосы на темени, что бытовало среди русского православного духовенства до начала XIX в.

В XVIII в. ставленники еще вносили деньги «простригальные по гривне с плеши».
Греческий обычай стричь волосы перешел в Русскую Церковь. На фресках Киево-Софийского собора (XI в.) святители изображены с ко
роткими волосами. Кормчая ХIII в., толкуя 21 Правило Трулльского собора, говорит об обязательном стрижении волос для духовенства.

Все белое духовенство волосы стригло «в кружок», что было общим народным обычаем.
Первое пострижение производилось при доставлении в чтеца. При этом на выстриженное место одевалась шапочка, в которой клирики были дома, в храме и на улице и которая снималась только во время наиболее торжественных моментов богослужения.
Кроме того, священники носили летом шляпу с кистью, а зимой треухи или малахай.

Длинные волосы среди белого духовенства стали появляться только с XVII в. Первое упоминание о длинных волосах у русского духовенства мы находим у иностранца, посетившего Россию в XVII в., Олеария.
Исторический экскурс в прошлое ясно показывает нам, что обычай стричь волосы у духовенства был повсеместным и узаконенным правилами Апостола и святых Отцов. В настоящее время в этом вопросе клиру должна быть предоставлена свобода выбора. Клирики должны носить скромную прическу, избегая влияний моды в этом отношении.

Православное духовенство должно носить бороду, соответствующую традициям православного Востока, или чисто брить лицо.

http://www.vladimirskysobor.ru/_mod_files/PDF_files/mnivpe.pdf

Повторюсь: это предложения РПЦ ко Всеправославному собору эпохи митр. Никодима Ротова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments