диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Первое интервью архиеп. Кирилла в должности главы ОВЦС

ЖМП. 1990, №6

"Отдел внешних церковных сношений имеет хорошую переводческую службу. Мы переводим много богословских трудов, которые, к сожалению, не имеем возможности публиковать. При наличии у нас полиграфической базы мы смогли бы издавать их, что, как мне кажется, представляло бы интерес для широкой церковной общественности.

(И что - много издали за последюущие 26 лет? - д. А.К.)

С этим положением мириться нельзя. Отдел внешних церковных сношений должен иметь возможность публиковать тот богатый материал, который через него проходит или который в нем создается.

Мы учредили коллегиальный орган принятия решений, который условно назвали советом ОВЦС. В его состав, кроме председателя и его заместителей, входят ответственный секретарь и члены ОВЦС. Был создан специальный отдел планирования и анализа, а также ряд новых секторов, таких, например, как сектор социально-религиозных проблем и связи с общественностью, сектор нехристианских религий, сектор по вопросам богословского образования, отдел информации. Создавая новые подразделения, мы одновременно стремимся к общему сокращению персонала Отдела, чтобы достичь снижения общецерковных ассигнований. Мы сознательно пошли на сокращение расходов и хотели бы, чтобы сэкономленные деньги были целевым образом направлены на восстановление Соловецкого монастыря. Мы пытаемся экономить путем наведения большего порядка в работе аппарата.

(интересно обещание помочь монастырю, который еще не существует; первые монахи появятся на Соловках лишь через полгода, и я сильно сомневаюсь, что патриархия им тогда выделила какие-то финансы -д.А.К.).

У многих сложилось превратное понимание экуменизма и, естественно, негативное к нему отношение. Наверное, не случайно однажды в Московской Духовной Академии был задан вопрос: «Чем отличается экуменизм от коммунизма?» Пропагандистские клише докладов на экуменическую тему сформировали в сознании нашей церковной общественности убеждение, что экуменическая деятельность есть нечто навязанное Церкви извне. Определенную долю ответственности за это несет и Отдел внешних церковных сношений. Очень важно, чтобы эти предрассудки были сейчас развеяны. Для этого мы должны давать объективную информацию об экуменическом движении и о нашем участии в нем.

Позвольте мне сказать еще и следующее: цель экуменического движения — единство всех христиан. Наверное, нет ни одного христианина в мире, который бы сказал, что эта цель ошибочна: она утверждается Священным Писанием. Значит, закономерность самой постановки вопроса не вызывает сомнения, но пути осуществления этой цели могут быть различными. Я думаю, что самым здравым пониманием экуменизма является такое, которое подразумевает верность своей Церкви. Под экуменизмом ни в коем случае не следует подразумевать путь компромисса, отказа от своих убеждений.

Я хотел бы успокоить тех, кто боится экуменического движения. Это не измена Православию, это не отход от нашего вероучения, это не предательство по отношению к нашим канонам. Богословская работа на экуменическом поприще в моем сознании всегда ассоциируется с работой археолога: истина лежит в том слое, который мы называем Древней Неразделенной Церковью, когда все христиане были едины. Тогда церковное учение было общим для всех. Задачей экуменистов является как раз эта научно-археологическая работа: надо очень бережно расчистить тот культурный слой, который вырос за века и которым обрамлены многие богословские мнения. Я глубоко убежден, что если мы с нашими братьями и сестрами в других Церквах будем осуществлять именно такую работу, то, с Божией помощью, дойдем до фундамента, который нас всех объединяет.

Итак, главный принцип, которого придерживается Русская Православная Церковь в своей экуменической деятельности, состоит в следующем: не может быть единства, кроме единства на принципах Древней Неразделенной Церкви. Этот подход предъявляет к нашему богословию требование сделать особый акцент на исследовании источников. Серьезный подход к экуменизму, несомненно, вызовет сильное богословское движение в Церкви, направленное на изучение Священного Писания и Предания Церкви".

***

Отличие от сегодняшних деклараций ("Православная Церковь = Единая Святая Соборная Апостольская Церковь Символа Веры") состоит тут в том, что "Древняя Церковь" выступает как некая еще неизвестная величина, которую еще только надлежит установить "археологам".

Как когда-то Андропов ошарашил преподавателей "научного коммунизма" словами о том, что "мы еще не знаем общество, которое построили" (да-да, эта фраза был ему предложена кругом друзей моего отца из пражского журнала "Проблемы мира и социализма"), так и православным богословам экуменический исследовательский проект в таком понимании предлагает не отождествлять наличную православную церковь с Древней, а, пожалуй, и с той, о которой говорится в Символе веры.

***
Еще оттуда же:

"В течение последних 30 лет время от времени собираются Всеправославные Совещания. Я задаю вопрос: а не следует ли подумать сегодня о более или менее постоянно действующем всеправославном Синоде, который бы координировал деятельность всех Православных Церквей?"
Tags: Наш папизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments