диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Немного готтентотской этики

"Наступил день раздачи царских даров. Надлежало собраться войску, чтобы каждый получил награду по достоинству и чину. Предложено было золото, предложен и ладан; по близости был огонь, недалеко ― распорядители. Надлежало возложить на огонь фимиам и получить от царя цену своей погибели, цену малую за дело великое ― за целую душу, за нечестие против Бога. Гибельная купля! Горькое возмездие! Целое воинство продавалось одним злоухищрением; покорители вселенной падали от малого огня, от куска золота, от небольшого курения, и большая часть не чувствовала своего поражения, что было всего горестнее. Каждый приступал с надеждой приобретения, но, приобретая, терял самого себя; поклонялся деснице царя, и не думал, что поклоняется своему убийце. И выразумевшим дело было не легче, потому что, однажды увлекшись злом, первый нерассудительный поступок почитали они для себя ненарушимым законом.
Говорят, что некоторые из обманутых по неведению, когда, подвергшись обольщению, возвратились домой разделить с товарищами трапезу, как будто с ними не случилось ничего худого, приняв прохладительную чашу, стали возводить очи горе и с крестным знамением призывать имя Христово, тогда один из товарищей удивился и сказал: «Что же это? После отречения вы призываете Христа!» Они полумертвые спрашивали: «Когда же мы отрекались? Что это за новость?» Товарищ объяснил: «Мы возлагали фимиам на огонь, а это значит то же, что отречение» (св. Григорий Богослов. Слово первое на царя Юлиана)

У св. Григория много возмущенных слов по этому поводу.

Но в житийной литературе подобное деяние всецело одобряется:

"Блаженная Елена в драгоценнейшую царскую диадему со святой искусностью водрузила знак креста, содержащий частичку святого креста и гвоздь Господень, чтобы - поскольку всякий, кто отказывался нагнуть голову и поклониться царю, увенчанному диадемой, был обвинен в оскорблении величества - теперь каждый нежелающий того иудей и язычник был вынужден кланяться знакам страдания Господа, чтобы не быть наказанным" ( цит. по: Гумберт Романский. О проповеди креста. Спб., 2016, с. 189).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments