Просимая встреча так и не произошла. После этого письма я еще полтора года числился в штате патриархии, но для Святейшего написал, может, лишь пару текстов.
Зато появилось время для наработки своих начавшихся лекций в МГУ. Сначала в "группе церковной журналистики" на журфаке МГУ (среди моих студентов там были ныне иеромонах Димитрий Першин и основатель портала Кредо Александр Солдатов), а потом на философском.
Дикая инфляция превратила в ничто мою церковную зарплату. Отец в это время ослеп и лишился работы. Помогла жить (реально) гуманитарная помощь из Германии, которую я получал аж в трех местах: в патриархии, в семинарии (я еще числился там студентом академии) и на приходе на Красной Пресне (где я служил тогда беззарплатно). Это были коробки с продуктами и банки с тушенкой, похожие на огромные латунные снарядные гильзы. Однажды в патриаршую еще резиденцию в Даниловом монастыре разгрузили машину с секонд-хэндом. Патриаршие иподиакона любезно разрешили выбрать зимнее пальто из этой "гуманитарки". Его я донашиваю до сих пор (большого выбора пальтов не было, поэтому взял сильно "на вырост").
И еще с 92го я стал уже самостоятельно и под своим именем выступать в печати - сначала в "Московских новостях", потом в "Российской газете" (тут я даже получал зарплату как обозреватель).
В 1993 был создан Российский Православный Университет, и я уже официально перешел туда.
Да, в ту пору отец Тихон Шевкунов сдружил меня с князьями А. К. Голицыным и З.М.Чавчавадзе. Так что под "дворянством" я имел в виду именно их круг.
В общем - я очень рад как своему развороту 1991 года, так и уходу 2014го. Спасибо, Господи!
***
Ваше Святейшество!
К сожалению, я не смогу сейчас подготовить ответы на эти интервью.
Ведь наша последняя встреча с Вами была 24 августа. А события последующих дней не дают мне уверенности в том, что моя точка зрения на политические и церковные вопросы сегодня совпадает с Вашей. Без этого же ощущения, как Вы, несомненно, понимаете, я не могу дерзать приступить к работе.
Оснований же для того, чтобы догадываться о наших разногласиях, у меня, к сожалению, достаточно.
Прежде всего – интервью в «Правде» 9 октября.
Как мне сказали в ВС России, Министерство печати РСФСР собирается подать в суд на «Правду» в связи с тем, что редколлегия в ней осталась прежней, а, значит, и политический курс газеты не претерпит значительных изменений.
В Вашем интервью в противоречии с этим, а также с данными о ходе подписки на следующий год, говорится, что ««Правда» значительно изменила свою политическую позицию. Она стала народной газетой, очень популярной». Это выглядит как выражение своей явной поддержки коммунистам и их наследникам, что вызвало и еще вызовет крайне отрицательную реакцию в российском парламенте и в других кругах.
Во-вторых, ваша поддержка Фонда Трапезникова [Фонд славяно-эллинского единства] и через него бывшего Института Марксизма-ленинизма тоже более чем странна. В ИМЛ много моих знакомых и они говорят, что штат остается прежним, но под … Патриархии?!
В-третьих, текст послания, отправленного от Вашего имени «Московской Конференции по человеческому измерению» [см. ЖМП 1992, №1] в сентябре до предела наполнен терминологией и декларациями, которые в патриотических и монашеских кругах характеризуются как «масонские»: «общеевропейский дом», «новое мышление», и т.п. «Христиане веруют в жизненность Хельсинкского процесса»…
Ваше Святейшество! Если я не смогу с Вами встретиться до Вашего отъезда в Америку или не смогу принять участия в подготовке Ваших выступлений там, все же считаю необходимым поделиться с Вами своими самыми серьезными опасениями:
Если в Ваших американских речах будут использоваться выражения «общеевропейский дом», «мировое сообщество наций», «новый мировой порядок» и т.п. – это будет означать потерю всяких шансов на примирение с Зарубежной Церковью. Это будет расценено как декларация неосергианства, заменяющая Декларацию 1927 г. А Зарубежная Церковь – это не «жалкая кучка», как ее честит митр. Кирилл. Она выражает мнение всего русского монашества, огромной части нашего белого духовенства, мнение дворянства и патриотических кругов. Эти силы пока молчат внутри России (т.е. не вступают в прямую полемику с Патриархией), но поверьте мне, это молчание вот-вот прорвется. 19 августа редактора патриотических газет обещали мне, что их отношение к событиям того дня будет зависеть от того, какую позицию займет Патриарх.
В этом доверии огромную брешь пробило Послание к Конференции СБСЕ. В беседах со мной монахи вспоминали даже Ваше Рождественское послание (где тоже было что-то про «общеевропейский дом»). В полной растерянности от этого уехал в Штаты Петр Колтыгин – Глава Российского Императорского Союза-Ордена.
В общем, я действительно боюсь Вашего визита в США – его последствий.
Вдобавок, если самые «демократические» заверения будут написаны языком ОВЦС, - они вызовут отвращение и у демократов. Ваш авторитет, как мне кажется, на Западе очень вырос после Вашей речи на инаугурации Ельцина. В этом же ключе ждут они дальнейших выступлений.
В России же необходимо подготовить серию публикаций, определяющих позицию Церкви в новой ситуации. Нужна серия ежедневных публикаций Патриарха в «Известиях»: это была бы серия статей «Церковь и государство», «Церковь и коммунизм», «Церковь и демократия», «Церковь и экономика», «Церковь и культура».
Я мог бы подготовить этот цикл и договориться о его публикации – но, опять же, я – внутренне – не могу работать, не ощущая единомыслия с Вами. Все же надеюсь на обстоятельную беседу с Вами. Честно признаюсь, мне кажется что позади самая легкая часть Вашего Патриаршества с точки зрения политики: была по крайней мере ясна стратегическая цель – освобождение от коммунистической опеки. Но вот мы «на свободе» - и что дальше? Теперь только и начинается настоящая политика: не спор с кем-то, а создание своего курса, своей политики. И в ней нельзя иметь союзниками сразу всех. С кем-то придется ссориться. С сербами или с хорватами. С армянами или азербайджанцами. С осетинами или грузинами . С Синодом или с церковным народом.
Остаюсь послушником Вашего Святейшества

***
Потом я еще писал записку Святейшему, умоляя его отказаться от произнесения "речи перед раввинами". По мере углубления в старый шкаф, может, найду и ее...
***
Фото 91 года

см. также http://diak-kuraev.livejournal.com/1330399.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →