диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Вселенская перепись мощей

На следующей сессии Великого и Ужасного Собора хорошо было бы постановить провести всемирную инвентаризацию мощевиков. Составить электронный и тематический каталог всех мощей с описанием их веса, вида и анатомического состава.

Я думал,что умножение мощей началось с крестовыми походами - когда ушлые греки продавали или отдавали крестоносцам фальшивки, чтобы сохранить подлинные святыни у себя (так христиане в 3 веке отдавали гонителям апокрифы, сохраняя у себя канонические Евангелия). Но оказалось, все началось и расцвело сверх всякой меры еще раньше.

Свидетель тому - византийский придворный чиновник и поэт Христофор Митиленский. Это человек, весьма острый на язык. Любовь монахов к светским головным уборам дает повод для остросатирической характеристики этих монахов, святых «во всем, кроме головы» (монашеская мода все равно победила и монахи ныне вместо облегающего череп младенческого чепчика-куколя носят клобук в виде цилиндрической фески)
Пристрастие монахов же к парфюмерии дало Христофору повод для строки о «вечно благоухающей добродетели».

А вот эпиграмма «На монаха Андрея, собирателя реликвий», в которой описывается столь распространенный в Византии обычай коллекционирования святых мощей:

Толкуют многие, правдивы ль их слова
уж и не знаю — не однажды слышал я,
сколь радость велика твоя, честной отец,
коль кто мощами тя приветствует святых,
достойных мучеников и угодников.
Божественных останков многие ларцы
имеешь, пред друзьями хвалишься, открыв.
Показываешь десять рук Прокопия,
пятнадцать челюстей святого Федора
и Несторовых около восьми ступней,
четыре вкупе головы Георгия
и пять грудей Варвары страстотерпицы;
а вот запястий дюжина Димитрия,
святого воина и победителя.
Уж можно насчитать за двадцать голеней
Пантелеимона. Не слишком много ли!
Ты уверяешь — верой все получено,
прочь недоверие, долой сомнение,
благоговейно по кивотам разместив,
им словно мученикам поклоняешься
Христа. Похвальна вера жаркая твоя,
творящая тебе из мучеников гидр,
что могут тысячи иметь голов, на псиц
похожи мученицы и одарены,
как дикие собаки, множеством грудей.
Обличье рыбье принял Нестор мученик
— твоей он верой в осьминога обращен.
Прокопия же благочестие твое
тысячеруким Бриареем создало.
Ты говоришь — имеет шестьдесят зубов
святая мученица Фекла, о соблазн,
и у великого Предтечи — седина.
Пред всеми хвастаешься: «Только приобрел
младенцев, убиенных в граде Вифлеем,
что в Иудее, бороды». Ты говоришь,
что чтить все это тем, кто верует — закон.
О, вера правая, разжженная в огне,
отеческих законов не гнушается
и подражает пылу маккавейскому .
О вера, порицания не знавшая,
вспять обратившая самой природы чин.
Вот показала ты девицу стариком,
с шестью десятками зубов, а юноше,
главу посеребрила сединой, брады
окладистые отпустила малышам.
Уж коль за истину приемлешь это все
и тебе в радость оскудевший кошелек,
да не останешься ты без останков впредь.
Да пусть вершится торжище святынями,
пока трубы последней глас не прозвучит,
в движенье все он приведет и соберет
нетленные останки в сущности другой
состав, связуя прежде разотлевшее,
объединяя расточенное дотоль,
дыханье подавая бездыханным всем
и созывая всех к престолу страшному,
к престолу, в трепет приводящему. Тогда
ты сам за богомерзкие деяния
получишь по заслугам наказание,
за то, что беззаконствовал несмысленно
и кости скверные как мощи ты святых
честных со страстью покупал и накоплял.
А сколько ж тратишь попусту златых монет?!
Ведь можешь мощи ты бесплатно получить,
коль сбегаешь на городское кладбище.
Но раз не знаешь удовлетворения,
когда живишься из могилы задарма,
иди же за покупками, иди скорей.
Быстрее ты опустошишь свой кошелек,
чем вор кладбищенский могилы, склепы все.
Что до меня, то с изумлением узнал,
сколь доверяешь ты мощами торгошам.
Нет, более того, охотно их ты всех
с немалым принимаешь наслаждением.
От друга твоего своими слышал я
ушами веры твоей жарок пламень сколь.
Берет он кость овцы от части бедренной
шафранною обмазав краской целиком,
и умастив ее, и замаскировав,
тебе приносит тотчас, говорит: «Сии
останки — мученика Прова; следует
мне заплатить шестнадцать золотых монет».
И думая «даю на дело Божие»,
ты с верой вынимаешь их немедленно,
с великой верой, отче, даже чересчур, —
но только ей не изменить творение,
как вере малой, чистой, уподобленной
зерну горушному (о ней рече Христос ,
что горы может передвинуть с легкостью).
Так вот, узнав, что веришь ты до крайности
без колебаний, не сумняшеся ничтож
горишь желанием останки приобресть,
тебе я предлагаю даром раритет —
рука вот треблаженного Еноха , что
живым от бытия земного преселен,
нога пророка Фесвитянина Ильи
живой возничим он на колесницу взшел.
А хочешь, к этим приложу святыням я
тебе и Михаила перст архангела;
прямо из Хоней я привез его тебе.
Лишь мне доверься, принимая это всё
поверь, что правда то, о чем я говорю.
Немножко перышек впридачу дам тебе
я Гавриила, умных сил главнейшего.
Ведь прежде, чем спуститься в город Назарет ,
он сыпал перья и на колесницу взшел;
оттуда эти перышки принесены,
забыл о них и в очередь последнюю
тебе я подарю, останков верный друг,
не пожалею даже наилучших сих.
На это смотришь, я гляжу, и веришь мне,
сладчайший из монахов, о отец Андрей.

С готовностью тебе я предложу еще
единого из херувимов три зрачка
и руку, огненный что содержала меч,
я в центре помещу собрания мощей,
ведь с ней в светильнике не будет и нужды,
была огнем и ныне источает свет,
сияния он ярче звезд блистающих.
Так станешь обладателем лампады ты
и в то же время средь мощей прекраснейших.

Все это без труда и мзды получишь ты,
прибавив к остальным бесчисленным мощам.
Меня поставишь первым в сонм своих друзей
и благодетелем на время всякое
сочтешь. Так, полагаю я, и надлежит.

Всех этих виршей автор — царский секретарь,
меня, быть может, знаешь, Христофором звать,
живу я рядом с церковью Протасия,
ее Стратигион я называю, отче.
Хочу, чтоб стал мне другом и приятелем,
тогда бы сладко веселился каждый день я,
в тебе лекарство от печалей находя.


(Пер. А.Ю. Никифоровой. Публ.: Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →