диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О народных верованиях

Уже много лет я кричу на весь университетский мир: этнографы, езжайте в Дивеево! Там от паломников вы услышите такие рассказы о том, «какую веру верует народ», что вам хватит на сотню диссертаций!

И вот наконец вышла первая книга с обращением к этому источнику:
Мария Ахметова. Конец света в отдельно взятой стране. Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М. РГГУ, 2010.

Книжка полезна для стряхивания с ущей лапшы, которую вешают любители поговорить от имени "простого православного народа".
Стр. 142-143:
благодаря численности китайцев, православный мир мгновенно получает перевес, чем приводит в ужас противоположную сторону — Америку [ПДЗП].
Приняв крещение, китайцы приобретают свойства едва ли не ангельские. Даже их прежнее язычество оказывается факто¬ром, с одной стороны, противопоставляющим их евреям, с другой — благоприятствующим их обращению:

А они-то люди очень, такие, богострастные такие, боятся Бога <...> Они же язычники [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

По рассказам, на китайцев «сходит благодать Святого Духа» [муж., ок. 35 л., из Москвы; 2002, Дивеево]; информанты говорят о некоей «харизме», видимо, цитируя текст, нам, к сожалению, неизвестный. Эта харизма заключается в особом типе ясновидения — только китайцы смогут отличить праведных от грешных: они будут видеть кресты, незримо начерченные ангелами на лбу истинно верующих, и истреблять тех, у кого этого креста не найдут.
В Библии об этом сказано. В книге Даниила. Сойдет ангел с неба, и будет летать, и искать всех своих, чтобы помазать их крестом <...> Дак это там сказано про ангела какого? Ангел то — Серафим. Вот он щас ходит по земле и всем своим кресты ставит. На лбу. Не на шее, чтобы обвешались все крестами. А это все никого волновать не будет. Все посрывают [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

Другие православные информанты утверждают, что китайцы не тронут людей, имеющих крест даже на шее [муж, 45 л., из Владивостока; 2003, Дивеево]. Таким образом, китайцы не толь¬ко действуют заодно с ангелами и святыми, но и в каком-то смысле сами выступают в функции грозных ангелов, восстанавливающих порядок и осуществляющих суд (в Апокалипсисе анге¬лы карают принявших начертание зверя (Откр 16:1-11); стоит вспомнить схожий мотив из ветхозаветной книги Исход).
Но даже обращенные китайцы остаются силой, потенциально враждебной и требующей предельной осторожности; наоборот, завоевателям следует оказывать доброжелательный прием:
А кто выступит, хоть раз стрельнет с пистолета, все будут убиты. Или с рогатки, там, кому в лоб попадут, всех сразу уничтожат <...> Когда китайцы придут, ты услышишь об этом, то сразу открываешь двери: «Заходите. Можно даже покушать, накопить сил и вперёд» [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].
Неконкретность образа, чудовищная разрушительность, сходство со стихией так или иначе присущи «эсхатологическим народам» в народных представлениях, в частности, «литва» ассоциируется с водным хаосом («литва все зальет») [Маслинский 2000а: 5]. Однако эти народы, в отличие от китайцев, вредоносны всегда. Обращение китайцев является привнесением героического мотива в круг эсхатологических образов и выполняет функцию своего рода приручения хаоса, освоения мира.
Tags: Книги, Секты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →