диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Патриарх Кирилл как наследник митрополита Иоанна

Независимая газета. 16 апр 1993.

вопросы митр. Иоанну Снычеву задает Александр Щипков.

Выделяю фрагмент, совпадающий с нынешними речами патр. Кирилла.


- ВАШЕ Высокопреосвященство, в последнее время ваша деятельность оказалась в центре внимания церковной общественности. Вокруг вашего имени в средствах массовой информации разгорелись страстные споры, вызванные вашими публикациями, запретом Святейшего Патриарха печатать ваши статьи в церковной прессе и жалобой на вас еврейских религиозных деятелей. Позвольте задать вам несколько вопросов, могущих прояснить ваш собственный взгляд на происходящее. Как вы понимаете епископское служение в со¬временных российских условиях?
- Я понимаю служение епископское лишь в том направлении, как оно указано первоначально самим Спасителем и апостолами. Епископ, как утверждает и показывает в своих посланиях апостол Павел, есть соработник на ниве Божией. Это основная обязанность каждого епископа Православной Церкви. Но поскольку управление епархией в современных условиях касается всех вопросов — духовных, бытовых и социальных, епископ должен реагировать на все. Бытовое и социальное положение влияет на духовное положение пасомых, и епископ должен досконально знать обстановку и по возможности изыскивать средства, с помощью которых можно уменьшить страдания человека. Примеры этому я нахожу в жизни Святителя Николая, который помимо пастырских обязанностей по духовному окормлению пасомых, вникал в их телесные нужды.

- В наши дни экономические и социальные проблемы тесно переплетены с политическими. Многими ваши выступления воспринимаются не только с духовной, но и с политической точки зрения.
- Сегодня российское общество не едино и даже не двойственно, но разделено на множество течений и мировоззрений. Поэтому в суждениях чисто политических епископу нужно быть весьма осторожным. Но полностью епископ освободиться от политики не может. Мы видим примеры тому в истории. Вспомните Смутное время, когда Москву заняли поляки, а Боярская Дума принуждала святителя Ермогена признать законным посажение на престол Лжедмитрия. Святитель не согласился, писал воззвание к русскому народу и вопреки всем угрозам настоял на своем. Народ услышал его клич, ополчился и изгнал, выражаясь по-современному, интервентов.
Теперь мы видим много партий: демократы, патриоты и другие. Останавливаться на чьей-либо стороне епископу сложно, и поэтому нужно брать общее для всех — святую Русь. Святая Русь и русский народ, но не по национальности, а по духу, объединяющему те национальности, которые усваивают этот русский дух.
Задача епископа сегодня — воскресить самосознание русского человека. Самосознание, основанное на православии. В свое время русский народ воспринял действие благодати Божией и устраивал свою жизнь в соответствии с волею Божией. Для того чтобы государство наполнилось жизненной силой, необходимо вернуться к истокам нашей православной государственности. Это все и выражено в моих статьях.


- Вопрос о религиозно-национальных отношениях весьма деликатен. Сегодня вас преследует имидж человека правых политических убеждений. Почему это происходит и чем была вызвана жалоба на вас Конгресса еврейских религиозных общин?
- В моих статьях пытались найти антисемитизм, которого по существу у меня нет. Одно дело — проповедовать антисемитизм, направленный против еврейской нации, другое — говорить об обществах, преследующих свои цели мирового характера.

- Вы имеете в виду религиозное противостояние православия и иудаизма?
- Да нет. Чисто политическое. Сионизм основывается не на религиозном господстве, а на золотом тельце, господстве общемирового масштаба.

- Вы верите в возможность мирового заговора против Рос¬сии?
- Он не возможен, он есть.

- И вы выбрали позицию противостояния?
- Русский народ должен дорожить тем, что дает ему жизнь, — православием. Он должен не противостоять, а ограждать себя от воздействия инакомыслия. Ведь западные страны, в частности США, составили целые программы, чтобы оккупировать Россию. А поскольку этому мешает православие, они посылают своих проповедников, по преимуществу протестантских. Все всполошились моим последним выступлением «Битва за Россию» и упоминанием о «сионских мудрецах». Теперь обратились к Патриарху с письмом, в котором требуют извинений. Я не собираюсь извиняться, так как у меня там нет таких выражений, в которых я непосредственно обвинял бы еврейский народ. Изложение идет и историческом плане.

- За последние 50 лет неоднократно писали, что «Протоколы сионских мудрецов» — литературная фальшивка. Следовательно, для того чтобы опираться на нее, необходимо соблюдать, научную корректность и предварительно доказать обратное.
- Я думаю так: пословица гласит, что на воре шапка горит. Если эти протоколы поддельные, то зачем тревожиться сионистам? Конечно, трудно ответить, кем они написаны, но сама программа уже в действии. Независимо от того, кто ее составлял.

- Hе страшно вам противостоять в одиночку?
- Я не страшусь, потому что знаю правоту своего дела. И я не один. У меня единомышленников большинство епископата. А что касается простых людей, то и среди рабочих, и среди ученого мира мы имеем сторонников больше, чем врагов.
Повторяю: речь идет не об иудаизме, а о сионизме, который стремится положить в основу своей деятельности политическое завоевание мира через финансовое господство. От них даже зависит Зарубежная Православная Церковь. Hедавно митрополит Виталий назвал Ельцина негодяем, а ему сказали, что эдак говорить нельзя...

- Раз уж вы коснулись карловчан, скажите, не видите ли вы возможность соединиться с ними или хотя бы с частью из них, находящейся либо за океаном, либо на нашей земле?
- Здесь тоже разделение происходит не на религиозной, а на политической основе. Я надеюсь, что соединение когда-то произойдет. Нужно, чтобы со сцены ушли определенные личности, мешающие этому объединению, которые зачастую преподносят им односторонние сведения. Вот говорят, что иерархия Русской Православной Церкви — это соработники КГБ. Это — ложное донесение, и эти мнения мешают.

- Удивляет полная непоследовательность действий иерархии Зарубежной Церкви. То они осуждают действия своего духовенства в связи с визитом в «Московский комсомолец», придавая этому событию космический характер, то вдруг одобряют опору этого духовенства на «Память».
- В том-то все и дело. Кто-то их дергает, а они не понимают опасности и принимают в свою юрисдикцию священников, запрещенных нашими архиереями за аморальную жизнь. Таковых РПЦЗ принимает за благочестивых, а они творят, что хотят, ведь следить за ними некому. Это способствует разложению духовенства, которое знает, что, провинившись здесь, может найти покров у них, выдавая себя борцами за чистоту православия.

- И последний вопрос, которого нельзя не коснуться. Не так давно диктор «600 секунд» сообщил, что Святейший Патриарх запретил издательскому отделу печатать ваши статьи. В конце сообщения он добавил, что, если придется выбирать между Святейшим и митрополитом Иоанном, православный народ пойдет за вами. Многие восприняли это заявление как основу для будущего раскола.
- Патриарх не говорил, чтобы меня не печатать. Речь шла только об одной статье, которую работники издательского отдела решили напечатать. Патриарх же написал, что печатать ее нецелесообразно, поскольку она уже была напечатана в «Советской России», вы¬звала неоднозначную реакцию и что это частное мнение, не могущее восприниматься от лица Церкви. А я никогда и не говорил, что это от лица Церкви.
Что касается раскола. Никаких оснований для такого комментария нет. Это как седло на корову вешать... На телевидении прочитали открытое письмо Патриарху от Союза православных братств Санкт-Петербурга и сделали свои выводы, к которым я не имею отношения, ведь это не было моим заявлением или письмом. Об этом не нужно было говорить, потому что у нас с Патриархом нет разногласий.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments