диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Патриаршее толстовство

"Какова же во всем этом роль веры? А вера этот нравственный закон, закон совести, который Бог положил в сердце каждого человека, выражает в категориях человеческой мысли. Можно сказать, что вера артикулирует нравственный закон, Богом вложенный в человеческую природу. Об истинности веры можно судить именно потому, насколько вера выражает в рациональных человеческих категориях Богом определенный нравственный закон бытия"


http://www.patriarchia.ru/db/text/4571243.html

Вера выражает закон совести? Эта формула годится для "естественного богословия" , но она не вбирает в себя собственно христианскую откровенно-догматическую веру.

закон - в том числе закон совести - никого не довел до совершенства. Вера, формулирующая совестные импульсы, по своему содержанию останется если не языческой, то до-откровенной (как в мире "Властелина колец").

Кроме того, почему нравственную рефлексию и этическую мысль надо называть верой? Это можно по старинке по аристотелевски именовать просто этикой.

ну а выдвигать в качестве истинности религии ее соответствие совести - это триумф Льва Николаевича.

***

Далее слышим:

"в язычестве нравственный закон немыслим. Опыт язычества — это опыт жизни вне нравственного закона".

Простите, Ваше Святейшество, но это уже невежественная и злая глупость. Противоречащая и истории и высокой этической культуре античных язычников - христиан до Христа. И словам ап. Павла о как раз неверующих но судимых по тому нравственному закону, что у них все таки есть.

Свяйо Николай Японский говрил: "Не знают еще японцы Истинного Бога, но “естеством законное творят”. Три доселешние няньки японского народа, каждая воспитала в нем нечто доброе: синто - честность, буддизм - взаимную любовь, конфуционизм - взаимное уважение. Этим и стоит Япония" (св. Николай Японский. Запись в дневнике 4.3.1901 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч. 2. - Спб., 1996, с. 25).

Можно ли назвать безнравственной китайскую конфуцианскую цивилизацию?

... А я еще помню, что в наших официальных проповедях 1988 года было принято подчеркивать, что нравственный закон древнерусского народа был высок и именно потому принятие христианства прошло мирно и быстро.

***
"Конечно, у людей сохранялось нравственное чувство, потому что Бог нас создал такими, но вера это нравственное чувство никак не поддерживала, — напротив, раскрепощала внутренние инстинкты".

Язычество бывает разным. Разве идея кармы раскрепощает инстинкты?
И разве нигде в язычестве нарушение клятвы воровство или убийство не считается деянием, вызывающим гнев богов?

"Когда говорим, что все устроено и сотворено Богом, то окажется, что мы высказываем учение Платоново; когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков; и когда учим что души злодеев и по смерти имея чувствование будут наказаны, а души добрых людей свободны от наказания, то мы говорим то же что и философы" (св.Иустин Философ. Апология 1).

Вообще именно в этике отличия учений церковного и лучших из языческих мудрецов малы. Но христианство способно давать благодатные силы для исполнения высших заповедей.

***

"святые отцы единогласно считают, что идолы суть диаволы".

Нет у святых отцов такой мысли. У многих из них есть суждение о том, что идолослужение есть диавольское порождение. Но это все же иная мысль. И нет единомыслия у Отцов в том, считать ли поклонение идолу именно сатанизмом.

Когда в некоем спектакле о крещении Руси кудесник воскликнул "Слава, сатана!", св. Филарет возразил: "Чтители Перуна и Белбога не славят сатану именно" (свят. Филарет, митроп. Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998, с. 173).
Tags: Наш папизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →