26 июля 2016, 01:06:18
А вообще тут интересна чисто психологическая составляющая. Ведь патриарх на вид напряжён и сильно невротизирован - отсюда и нетерпимость к чужим мнениям, личная закрытость. Так вот вопрос: а что такое его настолько пугает, что надо (фигурально выражаясь) топать ножками, затыкать уши, зажмуриваться и всем кругом приказывать?
Папизм - это по-своему рациональная система: пока Византия находилась в единстве под властью императоров, бывшая Западная Римская империя, развалившись на осколки, превратилась в неуправляемый варварских хаос, а РКЦ, исходя из соображений кафоличности и задач сохранения церковного единства обратилась к модели папизма.
Про Кирилла можно сказать, что после развала СССР он в церковном смысле находится в сходном положении. Только нынче времена не те - темп политических процессов и темп глубинной церковной перестройки просто несопоставимы. Вряд ли Кирилл настолько ограничен, чтоб не понимать этого.
Пока всё его поведение сторонние наблюдатели описываются либо иррациональными "хочу так" - своеволием и тщеславием, либо рациональными, но сиюминутными политическими интересами, не сочетающимися с масштабом времени Церкви. Причём положение Кирилла не ограничено теми же рамками выборных сроков, что у Путина - должно быть меньше личного напряга, а выходит наоборот.
Это всё странно. Нет в нём смирения и кротости, что-то его сильно гложет, причём явно земное. С психологической точки зрения это несоответствие личной воли и личной ответственности, неразличение внутреннего и внешнего, личного и постороннего, попытки контролировать неконтролируемое и переживать чувство "не оправдал" либо же попытки распустить себя, сбежать от ответственности и переживать чувство "меня уличат". Административный раж, закручивание гаек и продавливание своих желаний - это лишь форма ответной агрессии на глубинный экзистенциальный страх какой-то внутренней слабости.
Подлинно сильные люди при осуществлении власти не бывают мелочными, мстительными, не запрещают иные мнения, поскольку уверены, что у них хватит личной силы и харизмы убедить подчинённых в нужности того или иного решения; наконец, подлинно сильные люди щедры и открыты, им не надо скрывать никаких замыслов, поскольку они не боятся никакого противодействия, авторитет таких людей держится не на формальных атрибутах статуса, а на уважении их личности со стороны окружающих, они не нуждаются в ритуалах демонстративного выражения верноподданничества.