диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Сегодня в Дивеево

Не очень понятно, зачем было нужно в наши дни построить еще один огромный собор, если в нем даже в престольный праздник не служили. Алтарь вынесли на улицу, а сам собор использовался только как ризница. Приток же паломников в остальные дни вмещал и "старый" собор.


Из 33 служащих епископов с чашей к народу вышел лишь один - и то он причащал только монахинь. Остальные из уличного алтаря ушли на это время в прохладу собора.

Очередной раз неприятное впечатление оставляет экономия патриаршего времени. Причастие мирян далеко не закончилось, когда архиереи литургию завершили.

Но особенно эта экономия была заметна при архиерейской хиротонии. И тут у нее уже появляются богословски-экклезиологические проекции.

Литургически все наши епископы равночестны. Все они равно со-участвуют в хиротонии своего нового собрата. Поэтому "По окончании чтения молитв на новопоставленного архиерея возлагают саккос, омофор, крест, панагию и митру. На каждый из этих предметов новопоставленный получает благословение у всех присутствующих архиереев"
http://pravoslavie.by/page_book/rukopolozhenie-vo-episkopa-2

Но сегодня ставленник брал благословение только у патриарха и двух ближайше-стоящих митрополитов.

Один их них - находящийся на покое митрополит Валентин. Возможность для епископа без кафедры совершать епископскую хиротонию - это тоже вопрос богословского уровня. Независимо от прецедентов я бы дал на него отрицательный ответ.

Среди сонма карьерно преуспевших монахов странно звучат древние слова архиерейского посвящения: "... и великую мзду приимет, юже уготовал еси пострадавшим за проповедь Евангелия твоего". А если он проживет без гонений, в почете и мирно кончит дни как дядя Евгения Онегина (что более чем вероятно для поколения ныне живущих "преемников") - то он все равно гарантированно, "по должности", возьмет чужую награду?


***
В проповеди Святейший, вспоминая перенесение мощей преп. Серафима 25 лет назад из Лениниграда в Дивеево, многократно сказал "шествие". На самом деле это было перевезение на микроавтобусе - мощей, и архиереев - в автобусах. Несли мощи пешком только метров за триста до той или иной остановки с молебном.

Интерес к процессии, конечно, был. Но это было не мгновенное "духовное воскресение" от вида позолоченного ящика, а просто любопытство к ранее невиданному зрелищу. Увы, Святейший, верный своему любимому оккультному тезису о том, что однажды наэлектризованное освященное остается свято навсегда, и тут сказал, что "все видевшие это шествие навсегда остались верны преподобному Серафиму" (текст надо будет уточнить после публикации). Надо бы уточнить по отчетам благочинных по маршруту следования: точно ли заметна благочестивая аномалия именно в этих местах?

***
Из радостного: когда-то именно в Дивеево патриарх Кирилл провел эксперимент со множеством освящаемых чаш. Раздавшийся (поначалу именно в этом блоге) протестный писк все же был услышан и эта подробность Литургии вернулась к традиционной форме - несмотря на то, что митр. Иларион в ЖМП успел опубликовать апологетическую статью.

cм.
http://diak-kuraev.livejournal.com/253424.html
http://diak-kuraev.livejournal.com/693062.html

В начале 1650 г. приезжал в Москву с вестями к государю от Цареградского патриарха Парфения грек Фома Иванов. Патриарх Иосифа упросил Фому доставить его письмо «о церковных великих потребах» Вселенскому патриарху и достать у него и у Собора ответную грамоту на это письмо... Первый вопрос: «Можно ли многим архиереям и ереям служить Божественную литургию на двух потирах?» Ответ: «Архиереи заступают место Господа Иисуса, а священники — апостольский лик и, совокупляясь Св. Духом воедино, совершают Божественную службу на одном потире... Ибо и Сам Господь явился своим ученикам на Тайной вечери с единым потиром, и преподал им Пречистое Тело Свое и Пречистую Кровь Свою, и повелел Церквам, да совершается Божественная служба на одном потире, каковой чин, по преданию св. апостолов, и содержится по всем Церквам».

- Митр. Макарий. История Русской Церкви.



***

Со светлым праздником всех!
Tags: Литургия, Наш папизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments