диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Жизнь Иуды Искариота

Как утверждает одна история, признанная апокрифом, жил в Иерусалиме человек по имени Рубен, известный также как Симон из колена Данова (или, по Иерониму, из колена Иссахарова), женатый на женщине по имени Кибореа. И вот однажды ночью, когда исполнили они свои супружеские обязанности, Кибореа заснула и увидела сон, который, проснувшись со стенаниями и дрожью, поведала супругу.

— Снилось мне, что я даю жизнь младенцу, сыну, но он грешен и порочен настолько, что принесет гибель всему нашему народу!

— Что за ужасный сон! — воскликнул Рубен. — Мм одна душа не должна знать о нем. Ты, должно быть, cтала жертвой какого-то дьявольского наваждения.

— Если я обнаружу, что понесла и ношу сына, мы с тобой будем знать, что мне было дано подлинное откровение, а не наваждение, — предупредила она мужа.

Младенец действительно появился в положенным срок, и родители, полные дурных предчувствий, стали га дать, как же поступить с ребенком. Мысль о том, чтобы убить его, пугала, и они решили просто бросить его на произвол судьбы, дабы не смог он уничтожить свой народ. Они положили его в плетеную корзину и пустили по морю — и так он плавал, пока волны не вынесли его на остров, называемый Скариот (от которого Иуда потом получил свое прозвище).

И вот царица того острова, детей у которой не было, вышла прогуляться на морской берег. Увидела пляшущую в прибое корзину, поймала ее и открыла. В корзине оказался красивый младенец мужского пола, и тогда царица со вздохом произнесла:

— Ах, если б я могла иметь такого красивого малыша, как этот! Как отрадно было бы мне знать, что кто-то наследует мое царство!

И повелела она воспитывать младенца тайно, а сама тем временем притворилась беременной. После, в соответствующий срок, объявила, что разрешилась от бремени сыном, и весть об этом скоро разлетелась по всему царству. Царь был счастлив рождением сына, не меньше его радовались и все подданные, и мальчика стали воспитывать как наследника.

Однако вскоре после этого царица снова забеременела уже по-настоящему и родила сына. Подросшие мальчики часто играли вместе, но Иуда мучил царского сына и помыкал им, постоянно заставляя плакать. Это беспокоило царицу, знавшую, что Иуда не родной ее сын. Она била его, но Иуда снова и снова продолжал издеваться над мальчиком. Наконец, открылась правда, и всем стало известно, что Иуда не царский сын, а найденыш.

Когда об этом узнал сам Иуда, он, раздавленный таким известием, подобрался к царскому сыну, которого считал братом, и убил его. Затем, опасаясь быть осужденным на смерть за свое злодеяние, он с шайкой людей, пришедших платить дань царю, сбежал в Иерусалим. Там появился он при дворе правителя Пилата и, поскольку обладал большим обаянием и умело им пользовался, скоро стал его приближенным, а затем и наперсником. Впоследствии Пилат сделал его министром двора, и власть Иуды стала безграничной.

Однажды, глядя из своего дворца на фруктовый сад, Пилат ощутил настолько страстное желание отведать зреющих плодов, что едва не потерял сознание. А сад этот принадлежал Рубену, отцу Иуды, думавшему, что сын его погиб в морской пучине. Иуда также знать не знал, кто его отец и где он находится. И тогда Пилат призвал Иуду и сказал ему:

— Я хочу этих фруктов настолько сильно, что если не добуду их, то умру!

Иуда поспешно ворвался в сад и сорвал несколько яблок. Но в этот момент неожиданно появился Рубен и застал незнакомца за воровством. Начался громкий спор, мало-помалу оскорбления перешли в драку, и оба получили раны А потом Иуда ударил Рубена камнем в горло и убил его, Забрав яблоки, он вернулся к Пилату и рассказал о случившемся. День минул, а ночью нашли тело Рубена, но все по думали, что умер он неожиданно, своей смертью. Понтий Пилат передал все имущество покойного Иуде, а в придачу позволил ему жениться на Киборее, вдове Рубена.

И вот однажды услышал Иуда, как жена его горько вздыхает, и попросил рассказать, в чем дело.

— Увы, — отвечала она, — я несчастнейшая из женщин! Я утопила крошку-сына в морских волнах, потом нашла мертвым мужа, а теперь, когда я в таком горе, Пилат увенчал мое страдание тем, что против моей воли выдал меня за тебя замуж!

И когда поведала она ему все о своем младенце, Иуда сравнил свои приключения с услышанным и понял, что женился на своей матери и убил своего отца. Он преисполнился раскаянья и по совету матери обратился к Господу нашему Иисусу Христу, вымолив прощение за все грехи. (История эта обнаружена в апокрифе, упомянутом выше. Правдива она или нет, оставим на суд читателя, хотя, скорее всего, к ней стоит отнестись больше как к фантазии, чем принять как факт).

Господь сделал Иуду своим учеником, а позже выбрал в апостолы, и стал Иуда так близок ему и так нужен, что Он поручил тому, кому потом было суждено предать Его, вести все денежные дела. И потому был Иуда тем, кто
хранил деньги учеников, и мог красть все, что люди жертвовали Христу. И когда пришла ко Господу женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и приготовила тело Его к погребению, Иуда сожалел о том, что миро стоимостью в триста динариев не было продано, потому что это лишило его возможности поживиться еще и на этом. И потом он пошел и продал своего Учителя за тридцать сребреников и отчасти возместил потерю трехсот динариев за миро, которым Мария умастила тело Господа.

Однако, сделав это, он затем укорил себя, вернул назад деньги и повесился. Когда же он висел на дереве, чрево его лопнуло, и все внутренности вывалились наружу. Но ничего не вышло изо рта его, ибо неподобно губам, которые целовали Спасителя, быть грязно оскверненными. Но справедливо, что внутренности, выносившие предательство Христа, лопнули и были выброшены прочь, и что глотка, через которую шел предательский голос, была задушена веревкой. И умер он, вися между небом и землей, ибо поступком своим он оскорбил и ангелов в небе, и людей на земле. И потому справедливо, что должен он быть изгнан с мест, населенных ангелами и людьми, и оставаться посередине — в товариществе с бесами.


(Иаков Ворагинский. Золотая Легенда. т.1. Апостолы. Спб., Пальмира, 2016, сс.209-213. Отчего-то в составе Жития ап. Матфия).
Tags: Жития
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 175 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →