диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Серапионова палатка

Я тут спас культурный памятник: на блошином рынке в Тбилиси купил и вывез в Россию 21 том "Трудов отдела древнерусской литературы" (1965 год, тираж 2 000 экз).

Там много интересного. Но есть нечто, о чем не рассказывают студентам Московской Духовной Семинарии, туристам и паломникам Лавры.

Все они знают, что к южной стене древнего Троицкого собора присоединена "Серапионова палатка", а вход в нее идет чрез пробитую польским ядром железную дверь прямо от раки с мощами преподобного Сергия.


Кто-то вспомнит, что пристройка названа так по той причине, что возведена на могилой одного из игуменов (настоятелей) Лавры по имени Серапион.

Так вот, в 21 томе ТОДРЛ как раз и издано "Житие новгородского архиепископа Серапиона"
http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/21_tom/Moiseeva/Moiseeva.pdf

Почему новгородский архиепископ погребен в подмосковной Лавре?

Оказывается - у него был жесткий конфликт с прп. Иосифом Волоцким.
Когда Серапион был новгородским архиепископом, Иосиф и его Волоцкий монастырь был в составе новгородской епархии. Но Иосиф увел свой монастырь из нее.

на стр 159 "Зри. О Иосифове неблагословении

Искони убо враг, ненавистник добра роду человеческому, паче же
подвизающимся и бога боящимся, диавол подходит убо своими
злодействеными козньми Иосифа и отиде Иосиф с монастырем и прииде к великому князю
Василию. Бяше бо Волок Ламский архиепископия новоградская.

Сия слышав, Серапион архиепископ и удивися. Размышляше же сей святый: како без его
совета, и не восхоте благословения от своего епископа, и самоволством вознесеся
и презорством Иосиф, и не поведав своему архиепископу, и отиде от князя Феодора.
И оскорбися о сем зелно, и прослезися, и рече: «Что се великий отец сотвори неправду сию?».

И ожидаше от Иосифа прощения. Иосиф же ни во что же пологаше сия.

Серапион же архиепископ посла на Иосифа неблагословение и отлуче­ние.
Иосиф же на Серапиона паче начат негодовати и поносити, и гордостию восхитився.

И сводят архиепископа Серапиона со престола, и в монастыре Андроникове затворяют.

Архимандрит же мона­стыря того, Симеон, озлобляше Серапиона зелно; ученик бо бе Иосифов.

И посылает Серапион послание Симону митрополиту, пиша сице:

"Что, господине, сказываете, что аз не назнаменовал вины прехвалному вашему Иосифу?
Ему се первая вина, что из моего предела, от святыя церкви божия премудрости изскочил яко же вторый Июда из лика апостольска, здался с монастырем, а мне того дела не сказал, и своих обид ни малым писанием к нам не возвестил, и нашего благо­словения нимало от нас приял.

Уподобися он прежнему Цамблаку, иже раскол сотвори святейшей велицей митрополии, иже ложно себе поставил в митро­политы. Не восприял ли проклятия противу своея неправды! А сей ябед­ник не тоже ли сотворил? Не вражду ли устроил святейшей церкви и митрополии, не ненависть ли сотворил промеж нас своими ложными словесы!

Слыши, господине, и вонми разумно, иже в Карфагене святаго собора правило 16:
Прозвитер аще будет епископом своим отлучен, области тоя митрополиту и епископом припадати
не возбраняется. Аще же к тем не припадает, не смиряется, но раскол творяй, гордяся святыня богови принесет, рекше паки начнет служити, да будет проклят.

Что убо он таковому правилу не повинен ли бысть, не раскол ли сотвори, не гордыню ли вознесе, не уподобили ся прежнему оному, иже бе преже деньница, ныне же свержен бысть за гордость и наречеся сотана?

В тех его злых лжах мнози от государя в темницах заключени, во мнозех муках продолжали. У многих имения восхищены, и мнози и доселе от государя не в любви.

Тако ли святых апостол предание и святых отец правила повелевают, еже ис чюжаго предела изскочившаго, от своего епископа неблагословена некия ради вины, во ин предел прейдет, иному епископу таковаго во приобще­ние не прияти.

Зри, господине, иже в Лаодикии святаго собора, еже есть в средце. Правило 16: Аще поп или диакон, или кто от причта без обще­ния от своего епископа будет и ко другому епископу сведущу прибежит, и ведый
отлучена от общения от своего епископа, не подобает епископу, брату своему ругания творящу, подати ему общение.

А меня, грешнаго, преже суда от церкви отлучили и сан сняли, и заточенью предали естя. Се ли ваше благочестие! Се ли ваша добродетель!

Яко же глаголет великий Афонасие Александрьский ко Антиоху князю о неведомых вещех освященных:
Вопрос: Аще муж свят послет казнь и мучение или беса, или смерть, или некое показание, на дом, или на чада, или на существо человеку и убо может ли человек он умолити иного святаго и убежати осужения, его же послал раб божий?

Ответ: Аще муж свят есть мучение послал яве, яко советом божиим сотворил и кто есть прочее, иже совет божий возбранити хотя, обаче ж ни святии сами друг другу ратуют, сведуще любовный союз, яко не услышит господь святаго молитвою, возбранити хотящаго на святаго молитву ни бо есть се богови подобно единаго убо оскорбити, а другаго успокоити своего раба. Отнюдь же в Коринфе соблюдившаго Павел связав, той и разрешил, и Илия убо такоже, ибо связав еже не одождити, той и разрешив. Паки також богу имушу седмь тысящь святых, иже не преклониша колена Валу, паки досаждену бывшу Иову от своих ему другов, что сотвори бог, простили им согрешение их, ни глагола им: Идете к рабу моему, Иову, и помолится о вас. Якож во аггелех не сопротивно деется един другому! Сице и о святых непщую.


Слыши, господине, что глаголет писание! Кто убо связа, сей и раз­решите может".


***
(стоит обратить внимание на апокрифический текст, приписанный св. Афанасию. Он известен только с 11 века).

Как далека от реальной истории елейная официальная агиография см. тут:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6825.htm

"Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения".

Иосиф тут просто не упоминается...
Более взвешенная версия тех событий на новгородском сайте:
http://vn-eparhia.ru/novgorodskaya-svyatost/111-svyatye-novgorodskoj-zemli-xvi-vek/173-svyatitel-serapion-arkhiepiskop-novgorodskij

Кстати, интересно, что злопамятные москвичи в собор радонежских святых св. Серапиона отчего-то не включили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →