диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Патриарх Алексий о Глебе Якунине

В последнее время «Советская Россия» опубликовала целый ряд материалов о кризисной ситуации в Персидском заливе. С тревожными размышлениями о сложившейся там ситуации на страницах газеты выступили писатель, народный депутат СССР Василий Белов, ученый и публицист Эдуард Володин, другие авторы. 23 декабря 1990 года газета поместила письмо с десятками подписей Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в связи с позицией в этом вопросе православного священника, народного депутата РСФСР Глеба Якунина.

Ниже полностью публикуется полученный редакцией ответ Патриарха.

ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»

В ответ на «Письмо Патриарху», опубликованное в Вашей газете 23 декабря 1990 г., должен прежде всего сказать, что в Православной Церкви не принято лишать священнослужителей сана по политическим мотивам. У нашей Церкви нет политических установок, которые были бы обязательны для всех ее членов и служителей. Каждый человек, руководствуясь Священным Писанием и Церковным Преданием и в соответствии с велениями своей совести, сам определяет свое отношение к тем или иным событиям общественной жизни.

Конечно, Церковь напоминает своим чадам о том, что, принимая те или иные решения, верующему христианину надлежит прежде всего вспомнить о своей верности Христу, и, отбросив партийные или политические предпочтения и даже обязательства, в одиночку (если у него нет духовного отца), перед судом своей христианской совести, решить вопрос о степени соответствия своих предстоящих дел духу Евангелия и Православия.

Далее должен сказать, что священник Глеб Якунин не является представителем, делегированным Русской Православной Церковью в Верховный Совет РСФСР. Православная Церковь вообще не является общественно - политической организацией, и потому у нее нет своих, общецерковных, представителей в органах власти.

Патриарх также является депутатом не от Церкви, а от Фонда милосердия и здоровья, и если мне приходится в Верховном Совете страны отстаивать интересы Церкви — это я делаю скорее вопреки своему формальному депутатскому статусу, но — все же исполняя свой долг Патриарха.

Программы и политические действия священнослужителей-депутатов лишь в чрезвычайно редких случаях обсуждаются и благословляются церковным руководством и церковным народом.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., нормы которого мы стараемся сейчас возрождать, постановил, что священник может заниматься общественно-политической деятельностью, но лишь в качестве частного лица, гражданина, не выдавая свою позицию за общецерковную.

Поэтому, пользуясь случаем, я хочу обратиться не только к авторам письма в «Советской России», но и ко всем моим согражданам и особенно к депутатам — коллегам наших священников по депутатскому служению: не спешите мнения того или иного верующего депутата отождествлять с позицией всей Церкви.

Что же касается о. Глеба — я особенно молюсь о нем, чтобы Господь даровал ему дар различения духов и подлинную духовную мудрость. И — безотносительно к случаю, который послужил поводом для письма в газету, — я лично прошу о. Глеба быть мягче и сдержаннее в своих выступлениях и действиях и прошу его попробовать лучше понять грань между миром и Церковью, ту грань, за которой перенос законов политической или рыночной борьбы и конкуренции в церковную жизнь становится разрушительным. Пpeжде всего — для духовного облика того самого человека, который слишком механически пытается строить и понимать церковную жизнь.

И в заключение — об отношении Церкви к возможной посылке советских солдат в Персидский залив. Несомненно, осуждая акт насилия, совершенный иракской стороной, мы в своих действиях стремимся взвешивать все возможные последствия наших поступков. И прежде всего мы не желаем никому дать повода считать, что конфликт в Персидском заливе есть конфликт межрелигиозный, как столкновение между мусульманами и христианами. Президент Ирака, к сожалению, как можно судить из некоторых его выступлений, пытается придать нынешнему противостоянию то именно религиозный характер. Мы же со своей стороны не хотим этот конфликт освящать высшими религиозными мотивами. Я уверен, что агрессия, совершенная Ираком, является беззаконием не только с позиций христианской морали, но и с точки зрения мусульманской этики.

И дай Бог всем мира и мудрости — и во всем мире, и у нас дома, и в Церкви.

АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси

Советская Россия 11.1.1991.



к этому дню ситуация в Кувейте была такой:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%82


Это еще время переговоров.
(интересно, сколько троллей известной ориентации начнут сейчас визжать, что Хусейн был прав)
Tags: ПА-2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments