диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Семинарское сочинение

После драки, конечно, кулаками не машут, но, увы, слишком часто нужные слова, доводы, мысли приходят к нам, что говорится, "на лестнице". Так получилось и у меня вчера.

В числе нескольких других студентов и преподавателей Академии мне пришлось беседовать с корреспондентами. Естественно,что главный вопрос их был - "как тебя сюда занесло?" Вопрос этот задавался ,конечно, в более корректной форме, но на деле подразумевал приблизительно следующее: "Я понимаю, можно, конечно, верить, но не до такой же степени! Веровал бы себе потихоньку да жил спокойно среди людей, а сюда-то зачем идти?!"

Как мог, я им объяснял мотивы своего выбора, но уже лишь расставшись с "вопрошавшими о моем уповании", мне вспомнились прекрасные и давно любимые мною строки Марины Цветаевей:

Не разведённая чувством меры
Вера! Аврора! Души лазурь!
Дура душа. Но какое Перу
Не продавалось - души за дурь!

Да, вера, христианская жизнь и надежда с точки зрения "мудрости века сего" - юродство,"дурь". Задолго до Цветаевой так говорил апостол Павел. А первая строка этой строфы - "не разведенная чувством меры вера" - перекликаются со словами Христа: "Оставь все и иди за Мной".
Бунт против "теплохладности" в Евангелии, и против фарисейской "буржуазности" - у Цветаевой, сродни друг другу. И там и там мещанская формула "бытие определяет сознание" воспринимается как хула на Богосыновнее достоинство человека.

Миродержателя сыном быв,
Стать бургомистра зятем?...

Именно Евангелие навеки привило человечеству тоску по небесам. Христианство - "соль земли" - посыпает раны человечества солью, бередит их и не дает затянуться тиной повседневной самоуспокоенности и самодовольства. Однажды привитый к Древу Жизни, к телу Христову, человек уже не может изжить в себе неизбывную жажду Бога.

Ты, как тварь,ждущая утра -
Чем-то - здесь, всем- за окном.

Поэзия Цветаевой - при том, что иногда в ней звучат богоборческие нотки - все же питается именно евангельскими токами.

Словами М.Бахтина, христианина и ученого, можно выразить то, что принесло христианство нового в видение человека по сравнению с языческим преклонением перед сверхчеловеческим /и сверхбожественным/ фатумом: "Человек или выше собственной судьбы, или ниже собственной человечности".
Человек, его душа - то, за что стоит драться, бороться - вплоть до Голгофы, до креста.

"Здесь дьявол с Богом борются и поле битвы - сердца людей", - писал Достоевский.
И Цветаева то же самое чувствует в себе:
...Боролись Промысел и Произвол
В ворочающей жернова - груди.

Или:
Рокот Божественной Вечности -глуше.
Только порою, в предутренних час
С тёмного неба - таинственный глас:
"Женщина! Вспомни бессмертную душу!"

Рассказать бы все это журналистам — может и отреклись бы они от атеистического мифа о том, что религия - "удел слабых", отказавшихся от борьбы неудачников.



***



(предыстория тут http://diak-kuraev.livejournal.com/1235269.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments