диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Тьма египетская

"Каким образом свет в Египте стал мраком, не потеряв свойства своего, но оставаясь тем, чем был? Для израильтян был день и ясно светил им свет, но для египтян этот самый свет стал мраком. Одно было видимое, но было и светом и в то же время тьмою, не так, впрочем чтобы одно свойство переменилось в другое; ибо настала тьма не истребив света. Здесь Бог чудодействует, не следуя закону природы... Как египетская река сделалась кровию, тогда как свойство воды оставалось неизменным. Евреи пользовались из реки водою, а для египтян Нил превратился в кровь и сделался тем, чем не был, пребыв тем, чем был. Как же воды в Ниле, оставаясь водою, сделались кровью? Как свет, удерживая свойство свое стал мраком? Ибо не скрылся свет, чтобы уступить место мраку; равно не переменилось свойство воды. Свидетельствуют то евреи, употреблявшие оную в питие. Но и самое свойство сохранила невредимым и делалась кровию - тем чем она не была, что есть чудо... А спрашиваешь, как Бог, пребывая Богом, становится человеком? Единородный соделался рабом, пребыв тем, чем был, и сделавшись тем, чем не был".

Св. Феодот, епископ Анкарский. Слово на Рождество Христово.
// Наставления и утешения святой веры христианской. Одесса, 1898, №12, сс. 1063-1065

Не путать с мучеником Феодотом Анкирским. Хотя оба из Анкары, но святитель Феодот - это 5 век; присутствовал на 3 Вселенском соборе:

Феодот Анкирский и прп. Акакий, еп. Мелитинский, сообщили отцам Собора, что и здесь, в Эфесе, Несторий продолжает упорно держаться своих убеждений. Ими были приведены характерные выражения Нестория: он «отвергал, что Богу Слову, т. е. Единородному, можно приписать что-либо человеческое, считая это унизительным для Него», продолжал настаивать, «что о Боге нельзя говорить, что Он питался млеком или родился от Девы», «нельзя сказать, что Он - двух или трех месяцев», а один из сторонников Нестория утверждал, что «иной есть Сын, претерпевший страдания, и иной - Бог Слово» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 245).


***
Свет, который может для кого-то быть тьмою - это тезис, который может быть сопоставлен с известном мыслью о том, что свет Божественной любви и огонь ада это одна и та же энергия, но воспринимаемая разными людьми по разному.

см. http://www.wco.ru/biblio/books/vlahos1/H3-T.htm
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →