Закончил книгу Гроссмана. Состояние трудно определить. Тяжесть и безнадежность. Но не только по поводу истории страны, как она предстала после всех разоблачений за годы перестройки и в концентрированном виде атаковала меня этой книгой, заставляя иначе думать "по поводу" самого себя. Мучит бессмысленность собственной жизни. Вроде бы можно быть довольным: помощник Генсека... (и какого Генсека!), который начал по-настоящему ломать сталинизм. И вроде бы оказался при деле, подошел ему, в чем-то сумел помочь. А неудовлетворение грызет... "стратегическое" недовольство собой (если пользоваться терминологией Мао). Поток новогодних поздравлений (наверно, за сотню перевалило, большинство я даже не распечатывал) - усилили это ощущение. Понимаю бюрократическую формальность этой процедуры - от членов ПБ (кроме Лигачева), от министров и им подобных, со многими из которых мы даже не знакомы.
И, как редко бывает, пытаюсь проецировать прочитанное на свою жизнь и судьбу, определить, какое же мое место было и есть во всем этом. И неужели же, действительно, наконец, страна начинает становиться нормальной,... выстрадав Горбачева.
Но ведь те люди, которые ее столько десятилетий уродовали и калечили, физически и морально, многие еще живы - и при хорошей пенсии. А главное - они "наплодили" (через атмосферу и весь стиль, механизм общественной жизни) многие миллионы потомков во всех поколениях. И остается еще обширнейшая болотная почва не просто невежества, бескультурья, самой настоящей безграмотности, - почва, способная в один миг (как в 20-ые и 30-ые годы) выделить из своей среды необходимое количество ежовых, берий и проч. т.п."
А. Черняев. Дневники.
http://www.fedy-diary.ru/html/032011/13032011-04b.html