диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Школьников - в поля!

Глава Минобрнауки России Ольга Васильева:
«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных», — сказала Ольга Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

***

Не явится ли привлечение детей к физическому труду ущемлением их прав на получение образования? Нужны ли современному ребенку поездки, условно говоря, в колхоз?

- Я тут, на правах безработного, активно читаю то, до чего в свое время «руки не дошли», в т.ч. и всякую с детства мне интересную военно-историческую литературу. И в свете свежепрочитанного у меня, в связи с вашим вопросом, возникают совершенно определенные ассоциации. А именно – с романом Тома Клэнси «Красный шторм», в котором излагается очередной возможный сценарий третьей мировой. Там СССР планирует нападение на НАТО, но героический американский аналитик-полковник срывает этот злокозненный план. Началось с того, что его молодой коллега обратил внимание на казнь четырех полковников за искажение ими данных о реальной боеготовности их частей (вспомним недавние отставки в балтийском флоте). Затем полковник анализирует съемки территории СССР, сделанные американским спутником из космоса, и обращает внимание, что деревенские огороды стали больше – заборы у них стали шире, чем год назад. Как так, изумляется герой, советская власть пошла на попятный, что ли, окончательно легализовала частную собственность? Лезет герой в советские газеты и не обнаруживает там никакого такого постановления. Ага, понимает наш герой, советская власть просто решила переложить груз социальных обязательств перед населением с собственных плеч на плечи этого самого населения, а сэкономленные денежки, горючее и человеческие ресурсы не иначе как приготовилась потратить на мировую войну…

Все это, повторюсь, остается на уровне ассоциаций и предощущений. Но тотальная нацеленность нынешней российской государственно-пропагандистской машины на войну их просто вынуждает.
Вот на днях Владимир Путин награждал спортсменов-паралимпийцев, так один из награждаемых в ответ на поздравления высказался в духе «мы всегда плечом к плечу будем бороться с врагами». Если даже паралимпийцы выражаются как военные, что уж тут взять с Министерства образования… Впрочем, все это мои сугубо личные ощущения, и я ни в коей мере не могу судить, имела ли г-жа Васильева что-то подобное в виду, озвучивая свои инициативы. Может быть, г-н Киселев и его команда пропагандистов знает о намерениях г-жи министра несколько больше. Чтобы все стало окончательно ясно, нам осталось, после возрождения МГБ, дождаться только возвращения к жизни 6 статьи Конституции, которая, как вы помните, утверждала руководящую и ведущую роль единственной партии. Но мне кажется, что и это уже не за горами…

- Как вы относитесь к постепенному возвращению к советской системе образования детей школьного возраста? Ожидаете ли вы в свете этих событий отказа от ЕГЭ в обозримом будущем?

- Мне трудно судить, в каком направлении будет действовать Министерство образования под руководством нового министра. Насколько мне известно, г-жа Васильева никогда не высказывалась восторженно ни о ЕГЭ, ни о Болонской системе образования, но насколько она свободна в своих пристрастиях – мне лично не известно…

Точно так же трудно судить, насколько независима система школьного образования вообще. Насколько я понимаю, Болонская система была навязана нашему образованию теми чиновниками, которым в свое время очень хотелось пристроить своих детей на обучение за рубежом и впоследствии вообще «вывезти на Запад». Т.е., эта система была внедрена из весьма подленьких, в общем-то, соображений, и реализовалась она все эти годы ничуть не лучше. А вот что мы получили в итоге, и что нам со всем этим делать- пусть разбираются чиновники Министерства образования.

- Согласны вы с тем, что современная школа самоустранилась от процесса воспитания ребенка? Какими в идеале вам видятся взаимоотношения между учеником и учителем?

- Вы же отдаете себе отчет, что в рамках этого интервью полноценный ответ на этот вопрос дать невозможно. Мне кажется, что в нашем образовании на редкость четко работает т.н. «закон маятника». Да, советская школа была чересчур идеологизирована: она стремилась полностью свести на нет мелкобуржуазное влияние семьи и семейного воспитания. Отсюда эти идеалы школы-коммуны, все эти «республики ШКИД» всех мастей. Единым строем в общую столовую, в общую спальню, общий клуб-читальню и т.д. И в результате в 90-х, когда «стало можно», школа качнулась назад и впала в противоположную крайность: здесь ученику только дают знания, а воспитывает его пусть кто-то другой. В результате идеологическую функцию взял на себя «зомбоящик», а воспитательную – измотанные постоянной беготней по магазинам за самым необходимым родители (но кто бы воспитал самих этих родителей?!). За минувшие четверть века и эта «система» исчерпала себя и доказала свою несостоятельность, и мы опять стали пересматривать основополагающие принципы школьного образования, и опять, похоже, взяли резко «в сторону». А ведь где-то есть золотая середина, мимо которой мы регулярно промахиваемся… Как это изменить - не знаю, да и не обязан знать. Слава Богу, у нас достаточно квалифицированных специалистов для решения этой проблемы, людей, обученных и приставленных к этому делу государством.

- Почему, на ваш взгляд, все инициативы в российском образовании исходят сверху? По предложению президента увеличили количество уроков физкультуры и вернули итоговое сочинение на выпускных экзаменах. Теперь вот Васильева выступает застрельщиком новых идей. А что же педагогическое сообщество?

- Что ж поделаешь – известно кто создал систему «ручного управления»всем в стране. В своем идеальном воплощении такой «специалист» сегодня находится во главе северокорейского государства – очередной товарищ Ким, который равно успешно руководит и запуском подлодки, и закладкой домны, и чтением лекций, и ведением родов.

Лично я даже вообразить не могу, чтобы президент, к примеру, США, или там Франции, вдруг предложил реформу школьного образования. А у нас в России это ничего не стоит, как ничего не стоит нам, например, собрать в Кремле всероссийское совещание губернаторского корпуса на предмет изготовления черенков для лопат, а уж по поводу образования-то – сам Бог велел… Но, на мой взгляд, это свидетельствует только об одном – глубоком кризисе российской системы государственного управления. Если глава государства находит время и силы заниматься всем и вся, это означает только то, что он так и не смог овладеть искусством социального и государственного управления, что государственная машина под его управлением «буксует». Если в государстве придуманы здравые законы и есть ответственные их исполнители – тогда эта машина бойко катит по знакомой колее, и главе государства нет необходимости каждые 5 минут заглядывать под капот. Ну, а если машина движется через пень-колоду, потому что то масло грязное, то про бензин забыли – вот тогда главе государства и приходится собственноручно контролировать ее ход. Доходит до того, что президент указывает стерхам, куда им лететь и где гнездиться…

То, что я вижу, наблюдая за сегодняшней школой, приводит меня в отчаяние. На учительских форумах, между строк, я читаю страшную запуганность учителей. Они не решаются честно обсуждать проблемы образования даже внутри своего профессионального сообщества. Эта боязнь открытого высказывания характеризует не только атмосферу в стране в целом, но и функционирование любого профессионального сообщества, какое ни возьми: священники боятся обсуждать религиозные вопросы, офицеры о жизни армии уже давно просто не говорят ни слова, журналисты говорят, конечно, о чем угодно, но только не о том, как ширится список табуированных для из тем и имен. Нам всем нужен такой новый «Горбачев», который пришел бы и сверху сказал: «Ребята, не бойтесь, говорите открыто о том, что вам интересно». И нужно, чтобы люди при этом ему поверили.

http://reporter64.ru/content/view/andrej-kuraev-bolonskaya-sistema-byla-vnedrena-iz-podlenkih-soobrazhenij
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →