диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Анатомия ненависти

В декабре 1991 года в Москве состоялась международная конференция "Анатомия ненависти". Соучредитель конференции, лауреат Нобелевской премии мира за 1986 год Эли Визел (США)
Будучи ещё ребёнком, Э. Визель потерял всю свою семью, ставшую жертвой холокоста –
его разлучили с матерью и сестрой в Освенциме, а отец погиб у него на глазах в Бухенвальде.

Мое выступление было таким:


Я выступаю здесь как частное лицо, а не как представитель Патриарха. Тем не менее, я не могу начать свое слово, не попросив прощения у всех за какие-либо акции ненависти со стороны людей, именующих себя православными, по отношению к евреям. Только после этого я могу уже приступать к изложению того, что я думаю по этому вопросу.

У меня три тезиса.

Первый - ненависть дает человеку радость. Эта радость пустая, опустошающая, холодная, леденящая душу, но - радость, и поэтому, если мы хотим бороться, мы должны эту радость заменить другой радостью. Нельзя любое наслаждение просто запрещать, оно должно быть заменено более глубоким, более человеческим, и поэтому задача борьбы с антисемитизмом - это ни в коем случае не задача отрицательная, не задача разрушительная. Это задача созидания подлинного мира, духовной целостности и светлости в человеке.

Второй тезис, вытекающий из первого - религия гораздо легче, к нашему сожалению, в плане социальном становится инструментом разрушения, нежели инструментом созидания. Слишком легко различные разрушительные ксенофобские процессы, националистические процессы окрашиваются в религиозные тона. Это очень легко, это страшно легко. И, напротив, любое созидание в сфере религии происходит очень тяжело, и поэтому я бы хотел предупредить, что православная церковь, выступая устами своих высших иерархов против антисемитизма, не может в одно мгновение, в один день уничтожить антисемитизм, которым пытаются спекулировать даже на православных интонациях в России.
Это - проблема очень многолетнего труда по воспитанию и перевоспитанию людей. И в этом процессе не может быть одномерных, одномоментных высокоэффективных акций. Это может быть только поистине молекулярный процесс по преображению человеческой души.
Чтобы понять, какое положение занимает сейчас церковь в обществе, я приведу маленький пример. Когда я прихожу в школу, чтобы общаться с детьми, мне преподаватели говорят, что дети очень непослушны, им нужно какое-то необычное слово, чтобы они стали вести себя лучше. Я прихожу и дальше происходит очевидная и простая вещь. Поскольку религиозные занятия не могут быть обязательными, остаются только те, кто желает, а это значит, что на мои уроки остаются те, кому я не нужен. По слову Христа, нужду во враче имеют только больные, а не здоровые. На моих уроках остаются те дети, у которых здоровое, чистое сердце. В плане социальной нравственности за них беспокоиться не надо. И напротив - всякие баламуты убегают. Так и церковь в обществе. Ее слово услышит только тот, кто уже изначально признает ее авторитет.

И, наконец, отсюда я бы хотел сделать уже окончательно переход к теме антисемитизма.

Третий тезис таков - у антисемитизма нет и не может быть причин по той простой вещи, что антисемитизм - это грех, а всякий грех никаких причин под собой не имеет. Нет таких причин, которые принуждают человека к греху. И в этом плане антисемитизм беспричинен. Мы не можем искать его причины, потому что если мы их найдем, то оправдаем его, а оправданий здесь быть не может.
Но есть поводы к антисемитизму в том смысле, что антисемитизм - это грех, это страсть, т. е. – это сверхсильная эмоция, которая покоряет разум человека и может им владеть.

Страсть реализует себя, когда она встречает повод. Одним из поводов, пусть не главным, для антисемитизма в России, является сложная культурная ситуация, которая у нас существует. А именно, издавна, уже в течение столетий, существующий раскол между интеллигенцией и народом. Особенно сейчас, когда к нам идет в очень разных видах европейская культура, к сожалению, чаще в своих низших проявлениях, возрождается в народе ощущение некоей чуждости той культуры, которую несут им интеллигенты. И это общее ощущение чуждости способно окрашиваться в антисемитские тона. Поэтому я скажу так: вопросы о судьбе антисемитизма в России находятся в руках русской интеллигенции. Если русский интеллигент найдет возможность говорить с народом о его национальных ценностях, найдет возможность вернуть народу не камень поп-культуры, а хлеб библейских духовных ценностей, тогда, я думаю, гораздо проще будет наладить диалог между интеллигенцией и народом, который в конце приведет и к истреблению антисемитизма.


Еврейская газета 1992, январь (№65)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 231 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →