диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Бог своих не выдаст ( АиФ в Молдове)

http://aif.md/index.php/2010/11/24/1972/

Бог своих не выдаст // Аргументы и факты в Молдове 24 ноября 2010

Недавно о Молдове громко заговорили как зарубежные телеканалы, так и информагентства. Правда, слава оказалась скандальной.
Находившийся в Кишиневе профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев был заблокирован сторонниками Общества блаженной Матроны Московской в здании Молдавской митрополии. Месяц назад российский миссионер уже сталкивался с агрессией со стороны группы верующих (см. «АиФ- Молдова» от 20 октября 2010 г.). Сейчас у нас снова появился повод пообщаться с о.Андреем.


- За последние месяц-полтора вы довольно часто стали приезжать в Молдову? Вас пригласили в качестве «свадебного генерала» участвовать в одном из политических проектов?
- Не чувствую я себя генералом, тем более «свадебным». А политика мне и в России малоинтересна, тем более - в далекой от меня Молдове. Просто в России год назад начался проект по преподаванию в школах основ православной культуры. Патриарх Кирилл поручил мне готовить учебники для этого проекта. Вот меня и заинтересовала информация о том, что нечто аналогичное готовится и у вас. Успех этого проекта в Молдове мог бы стать маяком для российской системы образования.
Ради этого я здесь. Моя цель – помочь достижению в молдавском обществе консенсуса по вопросу преподавания основ православия в школах. То есть я помогаю Молдове, чтобы ее пример потом помог России.

- Однако в Кишиневе вы оказались в центре внимания из-за конфликта с Обществом Блаженной Матроны, назвав его сектой. Кстати, этот скандал завершился?
- История не закончилась. Церковный суд митрополии начал расследование, решение пока не вынесено.

- А вы по-прежнему считаете это общество сектой?
- Сектоведение – это область моих давних и профессиональных интересов. И хотя ни одна секта в мире не назовет сама себя сектой, их я уже различаю издалека и по запаху.
В возглавляемом о. Анатолием Чибриком обществе нет ничего сугубо молдавского. Это маленькая капля одного большого проекта, направленного на раскол православной церкви. Проекту этому уже не один десяток лет. Источник его «подогрева» находится на Западе. Если американские спецслужбы выпестовали столь антизападное движение как афганский «талибан», то стоит ли удивляться тому, что крайне фундаменталистские раскольничьи группы в православном мире интересны для тех же заказчиков?
Чтобы православная Церковь не стала альтернативой американской версии «глобализации», надо саму нашу Церковь сделать смешной, маргинальной, расколотой. Вот через американских пятидесятников и пошли гулять сплетни про «число зверя» в штрих-кодах и про якобы воцарившегося антихриста… Эти страхи попали к греческим раскольникам-старостильникам, а от них уже в народные Церкви Балкан и Восточной Европы.
Своеобразие Чибрика я вижу лишь в одном. Есть люди, которые искренне верят в то, чем они пугают. Таков бывший чукотский епископ Диомид или же пензенские «пещерные жители». А вот о. Анатолий производит на меня впечатление неискреннего манипулятора. Он превратил христианское учение в инструмент запугивания. И пугает именно для того, чтобы управлять.
А чтобы всецело монополизировать уши своих адептов, Чибрик обвиняет в ереси всех подряд - и патриарха Кирилла, и профессоров Кишиневской Теологической Академии, и меня... Ну чем не секта?

- И как же с этим бороться современному человеку, посещающему церковь. Как понять, что он на правильном пути?
- Борьба с сектами – это удел не прихожанина, а иерархов Церкви. Если прихожанин станет бороться со всеми замеченными им сектами – то он рискует стать комсомольцем, а не христианином. Искать надо Христа, а не фальшивки. О фальшивках достаточно просто знать, что они есть – и потому не спешить верить тем, кто якобы от имени Христа сеет смуты и страхи. В уме христианина постоянно должен быть прописан иной образ и иная тема - «я рассудил быть незнающим ничего, кроме Иисуса Христа». Эти слова апостола Павла перекликаются с не менее дивными словами современных старцев Псково-Печерского монастыря: «Ты стань Божьим, а Бог своих не выдаст».
А вот епископы, священники и богословы, конечно, должны прилагать усилия для обличения и предотвращения раскола. Усилия образовательные, проповеднические, а в ряде случаев – даже дисциплинарные. Это никуда не годится, когда священник, считающий себя членом Русской православной церкви, в публичной проповеди заявляет, что Патриарх Кирилл болен головой…

- В чем задача православного миссионера? Например, общаясь с человеком, мы думаем, а почему должны верить тому, что он говорит?
- Есть такой часто сегодня употребляемый термин – «дорожная карта». Это ряд небольших и конкретных шагов, в конце концов позволяющих реализовать очень сложную цель. Вот и миссионер должен уметь ставить себе очень частные и вроде бы вполне земные задачи.
Если я скажу «моя задача – ввести людей в Царство Небесное», я и сам растеряюсь перед величием такой цели, и моему собеседнику это будет непонятно. А главное – я не буду представлять, что же именно я должен делать вот в эту самую минуту. С чего начать? И что может быть вторым шагом? Третьим…

Что вы скажете об отце, который, вернувшись с работы, идет к сынишке с мыслью: «А займусь-ка я воспитанием подрастающего поколения!». С иронией, конечно, так можно сказать, а всерьез?.. На самом деле отец каждую минуту, проведенную с ребенком, решает конкретную задачу (сопельки вытереть, книжку почитать, обсудить что-то интересное). А через 20 лет он сможет сказать: «Я нормального мужика вырастил!».
Миссионер – это тот, за кем не признают право на учительство (ибо если признают, то это уже не миссионер, а пастырь). Поэтому для начала он должен доказать свое право быть хотя бы собеседником. «Мои взгляды отличаются от ваших, но это не значит, что я сбежал из психушки. Мои взгляды другие, они своеобразные, но и в них есть своя логика, правда и красота. Поэтому время, которое мы – если пожелаете - проведем вместе, не будет потерей для вас».
А завершается миссионерство тогда, когда человек решится важные для него вопросы обратить к Церкви (а не к гадалке или телезвезде). Тут миссионер должен отойти в сторону и уступить место диалогу нового прихожанина с обычным батюшкой.

- Православие, безусловно, объединяет духовно Россию и Молдову. Но многим живущим в нашей республике хотелось бы, чтобы еще какая-нибудь ниточка связывала нас…
- Если мы хотим, чтобы таких ниточек было больше, то нужно стараться их подбирать так, чтобы они не казались угрожающими кому бы то ни было. Можно в Молдове презентовать русское кино, русские песни, русский театр… Но ни русский певец, ни русский проповедник не должны восприниматься как средство для чьей-то геополитики. Иначе они не соединят, а, напротив, насторожат и в итоге разъединят.
И еще при подборе связующих ниточек важно помнить, что русская культура - это не балалайки или матрешки. Есть же культура мысли, в том числе - культура русской религиозной философии. Один из ее парадоксов в том, что русская религиозная философия развивалась по преимуществу в эмиграции, в Западной Европе, никогда на будучи «кремлевским проектом». Ну, а сегодня и в России можно думать свободно. По крайней мере – о Боге.
Имя румына, который расслышал мысли русских философов и по своему развил их – Константин Нойка. В этой же традиции многое почерпнул для себя великий румынский богослов Думитру Станилое. Я знаю, что высоко оценивает свой опыт знакомства с миром русского богословия и философии румынский патриарх Даниил.
Вот поэтому мне так горько, что стараниями Чибрика из «русского мира» в Молдову переселяются сегодня лишь дурные сплетни и листовки…

- Ваш приезд в Молдову ассоциируют как раз с кремлевским проектом по имени «Валерий Пасат».
- Я не уверен, что Кремль знает о том, что у него тут есть такой «проект». Я, как и митрополит Владимир, поддерживал академика Пасата, который выдвинул в область публичных дискуссий вопрос о преподавании религии в школах. Когда же академик Пасат стал политиком Пассатом, кандидатом Пасатом, Молдавская Церковь сказала, что наша поддержка доброй идеи не означает политического лоббирования. Тем более, что, как оказалось, нашлись и другие политики Молдовы, поддерживающие сотрудничество школы и Церкви. И, напротив, я не знаю крупных партий, которые бы на своих знаменах написали лозунг борьбы с этой идей. И это означает, что на человека, желающего поддержать преподавание православия в школе, не налагаются никакие выборно-политические обязательства. Так что действия митрополита Владимира в непростые дни предвыборных баталий я считаю мудрыми и безупречными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments